Глава 25. И снова о Майсоре и его обитателях

Аштанга Виньяса Йога с Шешадри

В Майсоре почти все учителя йоги хотели, чтобы ученики оплачивали у них месячные курсы. Но был один учитель, к которому можно было приходить и по разовой оплате. Его звали Шешадри. Он был учеником БНС Айенгара, у которого занимались Илья и Марина.

От других учеников этого Айенгара они узнали, что Шешадри когда-то был асисстеном своего учителя, но потом решил открыть свою собственную Шалу (школу). Про него говорили, что он не придерживается жестких правил.

В то время, как Паттабхи Джойс и БНС Айенгар вновь прибывшим разрешали делать только первый уровень Аштанга Виньясы вне зависимости от их физических возможностей, Шешадри позволял выполнять второй уровень тем, кто легко мог делать первый уровень.

В Майсоре с Шешадри. 2001 г.

Мы были у него два или три раза. В первый раз мы с Ильей легко сделали первый уровень, и он нам разрешил на следующем его занятии выполнять второй уровень. Мне это очень понравилось.

На своих занятиях Шешадри делал очень интенсивный аджасмент. Помню, как он дотянул Илью в Маричасане 4. Илья скрутился так сильно, что пережались какие-то сосуды, и он посинел. Меня Шешадри тоже сильно дотягивал. На его занятии я очень глубоко заходила в асаны, но на следующий день всё тело болело и просило отдыха.

Регулярно ходить к Шешадри мы не стали. На это не было ни сил, ни времени. Тогда я думала, что надо обязательно приехать еще раз в Майсор, чтобы позаниматься именно у Шешадри, но этому не дано было случиться.

Джаякумар Свамишри

В Майсоре также жил наш с Ильей первый учитель Йоги Джаякумар Свамишри. В 1995-1999 годах он преподавал йогу в Москве в Культурном Центре при Индийском посольстве. Когда он уезжал из России, то он оставлял ученикам свой индийский адрес и приглашал всех в гости.

Я его адрес не взяла. Почему-то я была уверена, что для меня поездка в Индию слишком дорогое удовольствие. К моей большой радости оказалось, что Илья относительно зарубежных поездок мыслил более оптимистично и взял у нашего учителя адрес.

С Джаякумаром Свамишри. 2001 г. 

Джаякумар принял нас у себя в большом новом доме, на первом этаже которого был зал, где он преподавал йогу.

Но его занятия по асанам не могли конкурировать с занятиями Паттабхи Джойса и других учеников Кришнамачарьи, поэтому он преподавал в основном Пранаяму. Причем именно аштангистам. Ведь тогда Паттабхи Джойс совсем не давал дыхательные техники. Только Удджая Пранаяму во время выполнения асан.

Майсор — обитель Повелителей

Жизнь в Майсоре мне очень нравилась. Мы не только занимались там йогой, но и знакомились с историей и  достопримечательностями этого места.

По современным меркам Майсор небольшой городок, но до 1947 года его статус был довольно высоким. Он был столицей Майсорского княжества, и здесь жили индийские раджи. Их дворцы до сих пор украшают город.

Марина на фоне Майсорского Дворца. 2001 год.

Легенда о Махешасуре

А еще в более далекие пуранические времена здесь жил и правил могучий демон Махешасур. Название города — «Майсор» уходит корнями именно в имя этого демона. На дравидском языке каннада название этого города звучит как «Mahishūru», что означает «Обитель Махеши (Великого повелителя)».

На санскрите — «maha» — великий, «iśa» — повелитель. По правилам санскрита, когда первое слово заканчивается на «а», а следующее за ним начинается на «i», то получается звук «е». Поэтому на санскрите звучит «Махеша», а на каннаде «Махиша».

Махешасур на горе Чамунда над Майсором.

В одной из Пуран написано, что Махешасур был сыном царя асуров (демонов) и буйволицы, которая на самом деле была принцессой Шьямалой, превратившейся в животное из-за проклятия. По этой причине Махешасур мог быть как человеком, так и буйволом.

Долгое время Махешасур совершал аскезы и молился Богам. В итоге он получил дар от Брахмы, что его не сможет убить ни человек, ни Бог. После этого Махешасур завоевал все три мира, победив даже Индру — царя Богов.

Он стал жестоко править мирами, изгнав Богов из их небесной обители. Боги начали молиться Великой Богине, и она появилась как Дурга. Из всех мужских Божеств вышла их Сила и стала частью Силы Дурги. Тогда Дурга, собрав войско, состоящее из ее собственных женских сущностей, сразилась с армией Махешасура.

Битва эта продолжалась девять дней и ночей. Индийский праздник Нава Ратри связан именно с этой историей. Как шла сама битва, подробно рассказано в «Деви Махатмье», являющейся частью «Маркандея Пураны». На девятый день Дурга сразилась один на один с Махешасуром на горе Чамунде и победила его.

Подъем на гору Чамунда

Сейчас на эту гору можно подняться из Майсора по довольно крутой лестнице.

На лестнице, ведущей на гору Чамунда. 2001 год.

Чуть не доходя до вершины горы, стоит храм Шивы, а рядом с ним большая статуя быка. Но это не Махешасур в форме быка, а Нандин — ездовое животное Шивы.

Илья Журавлев около Нандина. 2001 г.

Помню, как около этого Нандина Илья ловко сделал Натараджасану, и его увидел один индийский мальчишка. Поза ему понравилась, он решил повторить, но у него не получилось. Он был очень удивлен. Несколько раз он хватался рукой за ногу, пытался сделать разворот, но гибкости не хватало. Было забавно видеть, как этот мальчик не понимал, что поза непростая.

Ашрам Свами Ганапати

В пригороде Майсора находится Ашрам Свами Ганапати. Он был духовным учителем Кали Рэй. В конце 90-х она приезжала в Россию и в Крым. Я уже писала о ней в своих воспоминаниях. Нам было интересно посмотреть на этого Свами, поэтому мы съездили в его Ашрам.

В Ашраме Свами Ганапати

Там было очень спокойно и зелено. Свами Джи мы тоже видели. Были на его официальном даршане. Но мероприятие это особого впечатления не произвело. Зато мы узнали, что скоро будет большой концерт в честь дня рождения Свами джи.

Мы купили билеты на этот концерт. Сам Свами Джи на нем не выступал. Но там были другие известные исполнители духовной музыки. Больше всего нам понравилась Anuradha Paudwal. Мы тогда уже были знакомы с бхаджанами в ее исполнении. Вживую их послушать было еще приятней.

Концертный зал в Ашраме Свами Ганапати

Буддистский Монастырь

В то время, когда мы ездили в Майсор, Илья был увлечен буддизмом, поэтому мы съездили в один буддистский монастырь, который располагается в горах в нескольких километрах от Майсора.

Там живут тибетские монахи, которые покинули свои родные места, когда китайские войска оккупировали Тибет.

В главном зале этого монастыря очень красиво и, что удивительно, нет запрета на фото.

Маркус — наш друг из солнечной Бразилии

В Майсоре нам жилось комфортно в том числе и по той причине, что с первых дней пребывание в нем над нами взял «шефство» Маркус. В одной из прошлых глав я о нем уже упоминала. Именно он помог нам найти хороший вариант для проживания.

Сначала мы думали, что на этом наше общение и закончится, но у Маркуса было другое мнение на этот счет. Он стал почти каждый день приходить к нам в гости. Ведь он хорошо знал, где мы живем. Он был очень разговорчивым.

Родом он был из Бразилии, и, когда говорил на английском, очень сильно картавил. Сначала я думала, что это его личная особенность, а позднее поняла, что такая картавость свойственна многим людям, чей родной язык португальский, а именно на нем говорят в Бразилии.

Как в бразильском сериале

В первые же дни знакомства Маркус поведал нам историю своей жизни. Если честно, то звучит она довольно странно. Возможно, что-то в ней приукрашено, или я что-то неправильно поняла. К тому же допускаю, что какие-то подробности просто забылись. Поэтому, если вы заметите в ней логические несостыковки, не удивляйтесь.

Маркус родился в довольно бедной семье и в 15 лет устроился юнгой на торговый корабль. Несколько лет он бороздил океан, капитаном не стал, но обзавелся обширными знакомствами в среде «морских волков».

На одном ярком бразильском карнавале он познакомился с девушкой из Канады, и они поженились. Девушка была большой затейницей, и ей пришла в голову идея наладить продажу бразильских драгоценных камней в Канаду, минуя официальную таможню. Дело это незаконное и на юридическом языке называется контрабандой.

Маркус тоже был не из робкого десятка и обладал организационными талантами. С помощью своих связей в морской среде смог наладить этот бизнес, который какое-то время процветал, но потом им заинтересовалась полиция. По словам Маркуса даже Интерпол его разыскивал и в конце концов, нашёл.

Маркус был неглупым человеком. Он знал, что на него идет охота. Поэтому он успел перевести все деньги на жену и развестись. На суде он взял вину на себя, а его супруга оказалась абсолютно невиновной и при деньгах.

Срок Маркусу дали большой, но освободили из тюрьмы досрочно за примерное поведение. Жена его оказалась честным человеком, и он получил свою долю материальных ценностей. Однако продолжать совместную жизнь она не захотела.

Его бывшие подельники «морские волки», напротив, связались с ним и предложились возобновить бизнес. Но эта идея совсем не понравилась Маркусу, поэтому он решил уехать от своих друзей куда подальше. Выбор пал на Японию, потому что в тюрьме он увлекся Дзен Буддизмом.

Подробно о своей жизни в Японии он не рассказывал, но итогом было разочарование в Дзен Буддизме. Он решил, что буддистам нужны только его деньги.

Но на этом его духовный поиск не закончился. Он поехал в Индию, где решил заняться йогой. От кого он узнал о Майсоре и Паттабхи Джойсе, я не знаю. Однако судьба его забросила именно сюда.

Сначала он поселился в одной из самых шикарных гостиниц Майсора, которая находится в бывшем загородном дворце Махараджа. Когда Маркус решил произвести на меня впечатление и предложил покататься на мотоцикле, он привёз меня именно сюда.

Она находится за городом на холме, с которого открывается прекрасный вид на гору Чамунда. Тогда я не запомнила название гостиницы, но сейчас, описывая эти события, легко нашла этот отель на Google карте, помня, где приблизительно он находился. Это Lalitha Mahal Palace Hotel.

Маркус точно жил здесь. У бассейна, который есть на фотке выше, мы встретили кого-то из персонала, и он очень учтиво поздоровался с Маркусом, спрашивая, как его дела. 

Однако его пребывание в этом отеле было недолгим, потому что целью его была Йога, а не Бхога. На занятия к Паттабхи Джойсу ездить отсюда было далековато, поэтому он арендовал на три года небольшой дом рядом со школой Паттабхи Джойса. 

All money to Pattabhi Jois

Сначала Маркус полностью доверился Паттабхи Джойсу и методу Аштанги, стал интенсивно практиковать асаны и довольно быстро свернул себе колени. Энтузиазма у него поубавилось, и он не стал проплачивать Паттабхи Джойсу очередной месяц занятий, но при этом желание заниматься йогой его не покинуло. Он решил, что надо поискать еще каких-нибудь учителей.

Он быстро нашел БНС Айенгара и понял, что тот дает тоже самое, что и Паттабхи Джойс, но за меньшие деньги. Хотя деньги у Маркуса были, считать он их умел. Он смеялся над своим соотечественником молодым бразильским парнем, который тоже жил тогда в Майсоре.

Парень этот был фанатом Аштанги и говорил, что для него важно раз в год приехать в Майсор. Он работал инструктором йоги, но не слишком много зарабатывал. При этом он был готов почти все заработанные деньги отвести Паттабхи Джойсу. «All money to Pattabhi Jois — how stupid», эту фразу Маркус повторял каждый раз, когда мы встречали этого парня или других аштангистов.

На занятия к Венкатешу, который обучал меня прогибам, Маркус тоже ходил. Причем на индивидуальные занятия. Его средства позволяли это делать. Он надеялся излечить травмированные колени, но колени все равно болели.

Sturm und Drang

Когда мы приехали в Майсор, то познакомились с Маркусом у БНС Айенгара. Тогда он ходил к нему на уроки уже не регулярно, все время жалуясь на свои колени. Чувствовалось, что в Йоге он начинает разочаровываться.

Мы для него стали каким-то новым развлечением. Русские в Майсор в то время почти не приезжали и были для остальных иностранцев некой диковинкой. К тому же мы с Ильей очень хорошо делали асаны. Он это сразу заметил.

При первом знакомстве Маркус мне совсем не понравился, и я желала пересекаться с ним по минимуму. Но Илья решил, что он может быть нам полезен, поэтому был рад тому, что Маркус все время напрашивался к нам в гости. А Маркус в свою очередь заинтересовался именно мной.

Он постоянно оказывал мне знаки внимания, звал в гости, приглашал покататься на мотоцикле. Это был настоящий «штурм и натиск». Я сопротивлялась, как могла, но в один прекрасный день согласилась прокатиться на его мотоцикле. 

День тот был пасмурный, а потом и вовсе пошёл дождь. Но Маркус уверенно повёз меня в сторону холмов. Дорога стала мокрой и скользкой, кое-где на ней лежали «полицейские», то есть были небольшие возвышения для того, чтобы водитель не мог ехать на большой скорости. 

Маркус же, желая впечатлить меня, ехал довольно быстро. При этом он уверенно и плавно замедлялся при виде этих «полицеских», хотя и каждый раз выругивался, повышая мой словарный запас бранных английских слов. 

Когда мы поехали в гору, то и на серпантине он ехал уверенно и быстро, но при этом плавно понижая скорость, когда это было надо.

Его манера вождения покорила мое сердце. Я поняла, что он умеет быть и сильным, и мягким, способен быстро подстраиваться под ситуацию, и на него можно положиться. А что еще нужно женщине?

К тому же в итоге он привез меня сначала на смотровую площадку, с которой открывался изумительный вид на Чамудна Хилл, а потом и вовсе к тому отелю, в котором он жил, когда только приехал в Майсор. Мы там попили кофе и поехали назад.

Поездка мне очень понравилась. В ней были и экстрим, и романтика. Я подумала, что зря строю из себя недотрогу и согласилась сходить к Маркусу в гости. 

Предложение руки, сердца и совместного йога бизнеса

После этого мы пробыли Майсоре не больше двух недель. Мы с Маркусом обменялись адресами и вступили в переписку. Вначале я думала, что через год снова поеду в Майсор и встречусь с Маркусом, но не сложилось. 

А вот Илья туда съездил. Он виделся с нашим бразильским другом, который делился с Ильей своими душевными переживаниями и говорил, что я идеальная женщина, потому что умею слушать и мало говорю. Но я прекрасно знаю, что причиной моего малословия было плохое знание английского языка и только.

Наша переписка продолжалась еще какое-то время. Маркус вернулся в Бразилию. В очередном письме он написал, что долго думал о наших отношениях и решил сделать мне предложение руки, сердца и совместного йога бизнеса.

Он написал, что у него есть деньги, и он может купить землю на побережье в Бразилии. Он даже место точное указал, но я уже не помню, какое. На этой земле он может построить Йога Студию, а я могла бы возглавить там Йога Бизнес. 

Но мне идея ехать в Бразилию совсем не понравилась. К тому же в этом письме он прислал фото со своими бразильскими друзьями. Эти друзья выглядели, как самые настоящие головорезы, и, помня историю с контрабандой, я не решилась ехать в чужую страну, где мне пришлось бы общаться не только с Маркусом, но и с его друзьями.

Я написала ему, что не готова принять предложение, и вообще в моем сердце появился другой мужчина. На этом наша история с Маркусом закончилась.

Прокомментировать главу можно здесь: https://t.me/yoga2ru/1220

<<<< Глава 24

Оставить комментарий