Глава 24. Улучшение прогиба, травма и восстановление

Лучшее — враг хорошего

В мае 2001 года во время своего первого путешествия по Индии во время проживания в Майсоре я пошла на курс по прогибам к Венкатешу. В то время ему было чуть больше 30 лет. Он очень хорошо делал асаны и был чемпионом по йога спорту.

Идеи йога спорта меня не привлекали. Соревноваться мне не хотелось, но совершенствоваться в асанах желание было большое. Мне очень хотелось улучшить свой прогиб. В то время я считала, что надо обязательно раскрыть тело во всех направлениях, иначе в нем будет дисбаланс. Мне думалось, что проработанное тело выведет меня на новый энергетический уровень, и это позволит расширить восприятие реальности.

Наклоны и асаны на бедра у меня тогда получались прекрасно. Прогибы давались с трудом. Хотя сейчас я считаю, что и прогиб в то время у меня был хороший. Просто у многих моих знакомых он был лучше. Сейчас я точно знаю, что лучшее — враг хорошего. Работа над улучшением прогиба позволила мне испытать эту мудрость на собственном опыте.

Прогибы с Венкатешем

В начале занятия мы выполняли общеизвестный вариант Сурья Намаскар с 12 положениями тела.  В Шивананда Йоге используется такой же вариант. В 2004 году в Говардхане были сделаны фото этой Сурья Намаскар.

Сурья Намаскар из Шивананда йоги. Фото сделаны в Говардхане в 2004 году.

Уже в этой Сурья Намаскар в самом начале из Тадасаны идет вытяжение рук вверх, а потом довольно глубокий прогиб и небольшая фиксация этого прогиба. Таз надо было как можно больше подавать вперед, грудь толкать вверх и пытаться вытянуться телом так, чтобы увидеть край своего коврика. Когда я только приступила к занятиям с Венкатешем, я даже не думала, что в этом положении можно увидеть свой коврик. Но к концу месяца у меня стало получаться.

Фото сделано Марией Воробьевой в 2003 году.

Остальные асаны первой Сурья Намаскар вызовом для моего тела не были. Сколько кругов мы делали, точно я не помню. Скорее всего 6.

Второй вариант Сурья Намаскар был немного другим. Он был снят потом в моем учебном фильме «Основной уровень 2», где я делаю асаны на фоне моря в красном купальнике.

Ключевой асаной там был прогиб в Ашва Санчаласане. Здесь максимальной задачей было не только увидеть пол, но и опустить на него вытянутые назад руки.

Здесь я руки на пол не опускаю, но я помню, что в тот день могла и опустить. Просто было бы не так ровно. Фото 2003 года.

После этого прогиба надо было шагнуть назад и сделать вытяжение похожее на Шашанкасану. Для меня это было самым приятным местом в этой Сурья Намаскар.

Далее надо было сделать Аштанганамаскарасану и, поворачивая голову в стороны, коснуться одним ухом пола, потом другим. После это шло вытяжение вперед и подъем грудной клетки за счет мышц спины. Руки при этом надо было держать на ягодицах.

Из этого положения надо было подняться и сделать Адхо Мукха Шванасану. Из нее шёл широкий шаг и Ашва Санчаласана с глубоким прогибом. Потом наклон вперед и после него прогиб стоя. Потом Тадасана и повторение над другую сторону.

Думаю, что и таких кругов надо было сделать шесть, если считать кругом последовательность на одну ногу. То есть в сумме надо было выполнять 12 кругов Сурья Намаскар.

Вторую Сурья Намаскар делать мне было сложно. Особенно прогиб в Ашвасачаласане давался с трудом. Уже после выполнения Сурья Намаскар мне хотелось в Шавасану и домой.  Но приходилось прогибаться дальше.

После Сурья Намаскар надо было выполнить Бхуджангасану, Дханурасану, Уштрасану и Випарита Шалабхасану, то есть стойку на подбородке. Можно было делать эту асану около стены.

После этих поз была довольно длительная фиксация Пашчимоттанасаны. И далее шла работа с Урдхва Дханурасаной — мостом. Сначала выполнялся обычный вариант из положения лежа на спине. Потом вход в позу из положения стоя с использованием стены. Причем мы делали два варианта. Первый был упрощением обычного входа в позу из положения стоя, а второй его усложнением.

В первом варианте надо было отойти от стены на 3 своих обычных шага и по стене уйти в мост. После этого подняться по стене. Второй вариант — отойти от стены на 3 свои стопы и сделать тоже самое. Когда я в первый раз сделала этот второй вариант, то потеряла сознание. Думаю, что ненадолго. Когда я пришла в себя, то увидела испуганного Венкатеша, но я сказала, что нормально себя чувствую, и урок продолжился.

После этого моста на 3 стопы от стены вход и выход из положения стоя в мост без стены получались легко. И это был третий подход к мосту.

После моста были скрутки сидя, Пашчимоттанасана и Шавасана. Не помню, чтобы мы делали асаны типа Эка Пада Раджа Капотасаны. В то время я могла легко делать плечевые развороты. Поэтому могла просто не заметить эту асану на фоне тех, что давались мне с трудом.

Венкатеш не только не дотягивал в асанах, но и вообще не касался руками своих учеников. То есть он только говорил, что надо делать. Вначале на этом классе было около 5 человек, но потом из-за угрозы войны с Пакистаном из этой группы уехали все кроме меня.

Венкатеш стал работать со мной индивидуально. Он все время призывал меня делать асаны на своем пределе. Мне было очень тяжело. Более того через две недели после начала курса я упала с велосипеда и разбила колено и побородок. В итоге я не могла делать Уштрасану и Випарита Шалабхасану с опорой на подбородок. Венкатеш убрал эти две позы из программы.

Я занималась у Венкатеша 4 недели, и за это время прогресс был сильный. В прогибе из Тадасаны видеть край своего коврика для меня стало возможным без особых усилий. В прогибе из Ашва Санчаласаны я иногда касалась пола. Именно в этой асане акцент делался на уведение прогиба ниже поясницы. Здесь можно научиться делать контрнутацию кресца.

Хуже всего было с мостом на 3 стопы от стены. После него мне всегда было нехорошо, но Венкатеш задачу мне не упрощал. За 4 недели мост несомненно улучшился, но при этом стал самой нелюбимой асаной. Даже до сих пор я не жалую Урдхва Дхарунасану в любом виде. Хотя и делаю, конечно.

За день до отъезда из Майсора я выполнила программу Венкатеша очень хорошо. Он был весьма доволен и сиял от удовольствия от наших совместных результатов. Но на следующий день, который был последним, мое тело сжалось и вообще отказывалось прогибаться.

Венкатеш смутился и не мог понять, что со мной случилось. А случилось закономерное. Ведь после предельного вытяжения тело сжимается. На следующий день ему лучше дать отдохнуть, а не заставлять повторять вчерашние подвиги. Венкатеш похоже этого не знал.

После того, как я вернулась из Индии, я месяца два не могла делать прогибы. От одной мысли о них меня тошнило. Но постепенно я снова включила прогибы в свою практику и периодически занималась по программе Венкатеша.

Разрушительная практика

Забегая вперед, скажу, что лучше бы я успокоилась и не желала развивать дальше свой прогиб. Я все время хотела, чтобы мой прогиб становился лучше. В 2003 году, когда я второй раз поехала в Индию, я все еще искала дополнительные техники для углубления прогиба. В свою вторую поездку я встретила Мунусами Мадавана. Сейчас он часто приезжает в России и обучает техникам Пранаямы.

Я тоже у него училась прежде всего Пранаяме, но кроме этого он показал несколько техник для улучшения грудного прогиба. Это были довольно резкие движения в грудной клетке в Кошке. После того как мы к нему съездили, я стала заниматься и по методике Венкатеша, где был акцент на крестец, и по методике Мадавана, где надо было раскрывать грудную клетку с усилием.

От сочетания этих техник прогресс пошёл еще быстрее. Но в итоге я убедилась на личном опыте, что лучшее — враг хорошего. В 2003 году у меня был довольно хороший прогиб. В Урдхва Дханурасане я могла руками подойти к стопам, а в Падангуштха Дханурасане удавалось выпрямить руки в локтях.

Падангуштха Дханурасана. Июнь, 2003 год. Фото Андрея Лаппы.

Правда, такие глубокие прогибы получались не каждый день и с большими усилиями. При этом наклоны и асаны на бедра у меня получались глубоко и без усилий. Почему-то я была уверена, что для баланса и гармонии мне надо выравнять глубину телесного наклона и прогиба.

Принято считать, что прогибы воздействуют благотворно на психику, дают состояние приподнятости и эйфории, воздействуя на симпатическую нервную систему. Но я от прогибов только страдала. Я надеялась, что когда они будут у меня получаться так же хорошо, как наклоны, тогда я завершу работу над физическим телом и смогу выйти на новый уровень.

Однако углубление прогиба только расшатывало мою психику. Мне все время казалось, что прогиб недостаточно хороший, что нет стабильности в его выполнении.

Действительно в Випарита Шалабхасане у меня то получалось поставить ноги на пол перед головой, то нет. Я хотела, чтобы это получалось так же легко, как я складывалась пополам в Пашчимоттанасане. Но это не удавалось.

На следующий день после выполнения глубоких прогибов мне бывало всегда нехорошо. Растянутые мышцы сжимались обратно, словно они были пружиной. Я считала, что надо компенсировать глубокие прогибы глубокими наклонами и уводила ноги за голову и глубже.

Июнь, 2003 г.

В июне 2003 года Андрей Лаппа предложил сделать мою фотосессию. Он сам фотографировал и предлагал асаны, который надо было выполнить. Некоторые из них я даже делала впервые. Думаю, что на этих фото запечатлена моя лучшая физическая форма. Вот ссылка на альбом с этими фото: https://yoga2.ru/foto-andrei-lappa/

Когда Андрей узнал, что я занимаюсь асанами каждый день утром и вечером, он посоветовал мне так не делать. Он сказал мне, что телу надо давать отдых, иначе могут возникнуть проблемы.

Но я не прислушалась к совету Мастера. Я продолжала развивать прогиб в крестце сильно выталкивая руками таз вперед в положении стоя. Готовя тело к Уштрасане, я силой ног выталкивала грудную клетку вперед так, что трещали позвонки.

В итоге к 2004 году я стала ощущать, что в области крестца появились незаживающие микротравмы. Но я считала это мелочью. Остановила меня только серьезная проблема.

Травма в Випарита Шалабхасане

Получала я ее в Випарита Шалабхасане. У меня была цель добиться стабильно опускания ног на пол в этой позе. Каждый день я это делать не могла. Более того, если в один день получалось, то на следующий день я чувствовала себя ужасно, поэтому не прогибалась.

Но в мае 2005 года мне удалось в этой позе коснуться пола два дня подряд. Я была этому очень рада. И вместо того, чтобы на следующий день отдохнуть, решила еще раз закрепить результат. В итоге на входе в эту асану что-то щелкнуло в области крестца. Я опустилась вниз и почувствовала резкую боль в области таза.

Мне до конца не понятно, почему в позе, где прогиб приходится в большей степени на верхнюю часть позвоночника, проблема возникла в нижней ее части. Вероятно, это можно объяснить тем, что для стабилизации грудного отдела мышцы спазмировали в тазовой области. В любом случае я ощутила боль именно в крестце.

Довольно интенсивная боль ощущалась около месяца. Я отменила все свои занятия в Аштанга Йога Центре и сама тоже не могла практиковать асаны. Я даже ходила с трудом. Было ощущение, что таз отделяется от поясницы.

Сразу к врачам я не пошла. Мне было стыдно признаться, что я умудрилась так сильно навредить себе йогой. Тогда все врачи считали, что йога полезна для здоровья. Мне не хотелось разубеждать их в этом.

Через месяц мне стало лучше, и я решила, что надо делать практику, которая укрепляет мышцы. Я почему-то решила, что для этого лучше всего подойдет Аштанга Виньяса Йога. Но оказалось, что Аштанга Виньсяса только разбалтывает мой крестец и поясницу при выполнении пробросов ног вперед и назад. От Аштанги мне однозначно становилось хуже, и я не стала ее практиковать.

Игнорирование проблемы

Уже в июле я начала вести занятия в начальной группе. А в октябре 2005 года, когда мы с моим мужем Владимиром Зайцевым поехали в Индию, мы даже отсняли два учебных фильма по йоге: «Интенсив» в Ришикеше и «Основной Уровень» в Говардхане.

Запас по асанам у меня был большой. Но на уровень, который был до травмы, я вернуться не могла. Когда мы снимали «Интенсив», я хотела зафиксировать то, что еще могу делать, потому что понимала, что скорее всего в асанах будет не прогресс, а регресс.

На видео кажется, что асаны я делаю с легкостью. На самом деле, это было не так. В некоторых позах мне было мучительно больно, и я понимала, что возможно делаю их в последний раз.

Здесь на голову я стопы могу поставить, но на пол уже нет. И через какое-то время этот вариант мне тоже стал недоступен.

Фильм «Основной Уровень» намного проще «Интенсива». Асаны, которые я делала в нем, не вызывали у меня больших усилий. Там я на свой предел не выходила.

Когда мы вернулись домой, я продолжила делать асаны и преподавать их в начальной группе. Я старалась выполнять позы в комфортном для себя диапазоне. Иногда мне казалось, что все восстановилось. Тогда я «закручивала гайки» в личной практики, и снова мне становилось плохо.

Помню, как в 2006 году, когда я проводила занятия в «Ним Йоге», я смогла снова сделать несколько глубоких прогибов, но после этого опять почувствовала, что ноги словно отделяются от таза. Тогда для усиления общего тонуса мышц я решила регулярно ходить в бассейн. Но плаванье не сильно помогало.

В 2007 году я начала работать в «Пране». У меня были только начальные группы. Проводить занятия на этом уровне я могла. Что-то сложное делать тоже получалось. Наклоны и асаны на бедра вообще не ухудшились. Прогибы на базовом уровне тоже нормально получались. Я даже могла делать Эка Пада Раджа Капотасану. Но вот соединить голову с ногами в прогибе я не могла. А именно это мне казалось тогда критерием хорошего прогиба.

Съемки на «ЖиВи!» — последняя точка

В декабре 2008 года мы с Володей снялись в цикле передач на телеканале «ЖиВи!». Как это происходило, я планирую написать чуть позднее. Думаю, что многие из вас видели эти уроки. Мы снимали подряд 2 или 3 урока. Почти весь цикл был снят за 2 недели. Потом был перерыв на неделю, и еще за одну неделю было снято несколько уроков. Нагрузка на тело была довольно большая.

Во время съемок, когда на меня был направлен свет и камеры, я выполняла асаны с кажущейся легкостью. На самом деле, что-то я делала на своем пределе. Иногда мне было больно, но я улыбалась в камеру. В итоге после того, как работа была завершена, я поняла, что чувствую себя очень плохо. Просыпаясь утром, я с трудом вставала с кровати и почти не могла делать асаны.

Восстановление

Я вынуждена была отказать от ведения групповых занятий на целый год. Делать асаны было трудно, но я все равно выполняла самые простые. И это давало мне силы.

К врачам я хожу только в самых крайних случаях. Этот случай как раз таким и был, но я не понимала к какому именно врачу надо идти. Поэтому я пошла в Центр «Дикуля», который был недалеко от моего дома. Там мне сделали МРТ, который показал, что у меня сглаженный лордоз в пояснице и протрузия в области S1, то есть в самом последнем позвонке. В итоге прописали занятия на тренажёрах в их Центре.

Никакого индивидуального подхода не было. Всем предлагали одинаковые упражнение. От некоторых у меня боль только усиливалась. Их разрешили не делать. Еще советовали вытягивать область крестца. Предлагали висеть на турнике. Но от этого тоже проблема только ухудшалась. У меня ведь был не зажатый, а разболтанный крестец. Как работать с таким крестцом, врачи не понимали.

Я пошла к одному своему хорошему знакомому, который утверждал, что он занимается йога-терапией. Я взяла у него индивидуальное занятие. Он посмотрел на мой наклон в Баддха Конасане и сказал, что у меня горб в пояснице. Он решил это поправить и вытянул меня в этом наклоне, надавив на низ спины. После этого я с трудом разогнулась и несколько дней не могла не только прогибаться, но и наклоняться. Этот опыт лишил меня веры в йога-терапию.

После этого одна моя подруга порекомендовала мне свою массажистку,  и ее массаж сдвинул все с мертвой точки. Она нашла у меня спазмированную мышцу в грудном отделе и расслабила ее. После этого боль в крестце постепенно стала уходить. Следовательно основная проблема у меня была именно в грудном отделе, а крестец пытался как-то скомпенсировать ее. Но растянутый крестец не мог дать стабильности и тоже спазмировал.

В 2010 году я вернулась к проведению групповых занятий, а через какое-то время мы с Володей вдвоем даже проводили группы сложного уровня. Правда, все сложные прогибы выполнял Володя.

В 2014 году снова возникли проблемы, и я ходила к остеопату. Он тоже заметил, что основная проблема в грудном отделе. Более того, он сказал, что это скорее всего детская травма. И действительно в 4 года у меня был сильный удар по позвоночнику, когда я упала с качелей. Возможно, что после этого позвоночник начал формироваться по какой-то сложной схеме с компенсациями.

И сейчас мой прогиб не супер. Но я уже на этом не заморачиваюсь. Я поняла, что развитие предельной гибкости напрямую не связано с духовным совершенствованием. В мире все не однозначно. Гибкое тело не всегда дает гибкий ум. Простые схемы работают только в некоторых ситуациях.

Период Сатурна

К тому же, именно тогда у меня шёл период Сатурна. Это время, когда человек получает плоды от своих негативных действий и страдает от ложных концепций. Часто он лишается именно того, что ценит больше всего. Одни теряют родственников, другие материальный достаток или какую-то другую точку опоры.

Я была сильно привязана к своему уровню асан. Мне хотелось, чтобы он был выше и выше. Я находилась в сильном заблуждении, принимая средство за цель. В период Сатурна я потеряла свой уровень асан, сильно переживала по этому поводу, судорожно пыталась его восстановить. Но все было тщетно, пока я не приняла ситуацию такой, какой она была.

Асаны дают нам силу и энергию. Но их освоение не является самоцелью. У кого-то более гибкое тело, у кого-то менее. Важно просто заниматься телом, держать его в тонусе, в чистоте, в рабочем состоянии. Асаны для тела, это как очищение зубов. Мы чистим зубы, но при этом не живем ради их чистки. Просто хорошие зубы помогают нам лучше пережевывать пищу, а пережеванная пища лучше усваивается.

Асаны помогают нам поддерживать тело в хорошей форме и аккумулировать больше энергии, а это ведет к здоровью. Здоровое тело не создает помех во время сосредоточении на других более важных задачах. У каждого могут быть свои задачи. Йоги выбирают путь единения с Высшим Началом и ставят перед собой задачу познать Бога, как источника бытия. И мне лично интересен именно этот Путь.

Прокомментировать главу можно здесь: https://t.me/yoga2ru/1209

<<<< Глава 23

Оставить комментарий