Гоа. Море, солнце, скука.
После Дели мы поехали на поезде в Гоа. Билеты снова купили в 3 АС, поэтому поездка была комфортной. Мы доехали до Маргао и пересели на электричку, которая шла в сторону Карнатаки. Мы решили поселиться на одном из южных пляжей Гоа под названием Палолем.
Выбор сделали на основании рекомендации путеводителя «Lonely Planet». Тогда все путешественники очень доверяли этой книге. Про Палолем было написано, что это тихое место, в котором нет ночных дискотек и тусовок.
В электричке к нам подсел хипповатого вида иностранец. Он был уже немолод и казался бывалым путешественником. Звали его Сердж. Он ехал в Гокарну, которую называл местом Шивы. Говорил, что в Гоа совсем нет Силы и нам, раз мы занимаемся йогой, надо поменять маршрут и поехать вместе с ним в Гокарну.
Но мы решили не вестись на агитацию незнакомца. Во-первых, у нас были оплачены билеты до станции рядом с Палолем Бич, а станция рядом с Гокарной была дальше. А во-вторых, мы подумали, что ничего не мешает нам съездить в Гокарну потом, после Гоа.
На Палолеме было довольно чисто, зелено и тихо. При поиске жилья одним из наших приоритетов была плоская крыша, на которой можно было бы заниматься асанами. В Гоа домов с плоской крышей мало. Крыши там в основном покатые, сделанные из черепицы на португальский манер. Но нам удалось найти жилье с крышей-террасой.
Мы приехали в это место в начале мая. Сезон уже заканчивался, и людей на пляже было очень мало. Море было чистое и вначале нашего пребывания спокойное. Мы много времени проводили на пляже: загорали и плавали. Кроме того, Илья развлекался тем, что закапывал Марину в песок.
Однако мне не очень нравится чисто пляжный отдых, и я в Гоа откровенно скучала.
Я поехала в Индию, чтобы заниматься йогой. Конечно, я практиковала самостоятельно, но в то время мне хотелось учиться йоге у индийских учителей. В Гоа таких мы не встретили. Хотя и не искали.
Я вспомнила про Гокарну, о которой нам рассказывал Сердж, и уговорила Илью поехать туда. Марина ехать наотрез отказалась и предпочла остаться на пляже. Мы с Ильей планировали съездить в Гокарну одним днем без ночевки. Поехали туда на электричке. По-моему, дорога заняла полтора-два часа.
Гокарна — коровье ухо
На санскрите «go» — означает «корова», а «karna» — ухо. По одной пуранической легенде в этом месте Шива появился из уха Притхви (Земли), принявший образ коровы. В Гокарне есть пещера, которую показывают туристам, говоря, что это то самое ухо. Но в первую свою поездку в эту пещеру мы не ходили. Зато лицезрели пустынный пляж и мирно бредущих по нему кров.
Топор Парашурамы
Другая важная легенда, связанная с этим местом, гласит, что аватар Вишну Парашурама бросил топор в море. В том месте, куда упал топор, из воды выступила земля, которую назвали Керала. Гокарна находилась в самой северной части этой земли.
В более позднее время северная часть Кералы перешла к штату Карнатака. Но жители Кералы помнят, что эти земли были когда-то их территорией. На этих землях находятся их священные места, к которым они совершают паломничества.
Атма Лингам
В главном храме этого места Махабалешваре находится Атма Лингам. По легенде демон Равана, который был преданным Бога Шивы, пришел к Шиве на Кайлаш и сумел получить от него Атма Лингам — лингам, в котором всегда будет пребывать Душа Шивы. Он хотел установить его на Ланке, где правил в то время, чтобы энергия Шивы не покидала это место.
Шива предупредил Равану, что если этот лингам поставить на землю, то поднять его второй раз не получится. Он останется навсегда в этом месте, где его опустили. Равана запомнил эти слова, взял лингам и понес его на Ланку. Сыну Шивы Ганеше не понравилась идея установления Атма Шива Лингама на Ланке. Он решил помешать Равану в этом деле.
Ганеша принял облик молодого брахмана и вышел навстречу Раване в тот момент, когда демон хотел совершить вечерние обряды, но не знал, как это сделать с лингамом в руках. Тогда Ганеша сказал, что он может подержать лингам.
Равана отдал лингам Ганеше, а тот, притворившись, что лингам для него очень тяжелый, поставил его на землю. Увидев это, Равана разгневался и начал выцарапывать лингам из земли. От него отделились покровы, которые разлетелись в разные стороны.
Там, где они упали, образовалось еще 5 пять священных мест, связанных с Шивой. А вокруг места, куда Ганеша поставил сам Лингам, со временем образовалось небольшое поселение под названием Гокарна.
Атма Лингам и сейчас находится там в храме под названием Махаблешвара. Но в этом храме не только запрещено фотографировать, но и вообще в него не пускают иностранцев. Так что фоток Храма и Лингама не будет.
Пляжи Гокарны
На главном пляже Гокарны отдыхающих не было вообще. Только рыбацкие лодки.
Море там оказалось гораздо грязнее, чем около Палолема. Меня это очень сильно удивило. Всего полтора часа на электричке, а природа совсем другая.
От Серджа мы слышали, что недалеко от главного пляжа есть другой, в форме ОМ, и мы решили до него дойти.
Мы довольно долго шли под палящим солнцем по пустынной дороге. В итоге вышли к пляжу, который мне лично совсем не напоминает ॐ. Хотя очертания береговой линии безусловно необычные.
На этом пляже тоже было пустынно. Мы немного посидели здесь и пошли обратно, потому что в окрестностях этого пляжа в то время невозможно было переночевать, а к этому времени мы поняли, что одним днем съездить не получается.
Мы вернулись к месту, где находился главный пляж, и переночевали там в каком-то отеле около автобусной станции.
Посещение храма
Храмов в Гокарне много. В самый главный храм Махабалешвара, в котором находится Атма Линга, иностранцев не пускают. Но там еще есть несколько храмов, куда можно заходить всем. Однако в первый наш день пребывания в Гокарне мы ни в один не зашли.
На следующий день, уже перед самым отъездом, мы проходили мимо какого-то храма. Брахман из этого храма начал интенсивно махать нам руками и звать к себе. Мы зашли на территорию храма. Он подвел нас к Шива Лингаму, стоящему в какой-то пристройке, почитал мантры, положил руки на наши головы и попросил по 100 рупий с каждого.
Мы были не готовы дать ему эти деньги, потому что это он сам зазвал нас в храм и мантры читал по собственной инициативе. Начался неуместный и неприятный торг. Я сказала, что больше 10 рупий не дам. Он попросил 50 за двоих, но я дала ему 10, и мы ушли. В итоге от посещения этого храма остался какой-то неприятный осадочек.
Выйдя из храма, мы пошли на автобусную остановку и вернулись на Палолем на автобусе. В целом поездка в Гокарну удалась. Хотя мы мало что увидели, для первого раза было достаточно. Мы оба понимали, что вернемся сюда еще.
Майская гроза в Гоа
Кто бывал в Гоа, тот знает, что в мае туристический сезон там заканчивается. На улице становится жарко, с моря дует сильный ветер, начинает штормить. На пляже постепенно сворачивается торговля, и кафешки с видом на море одно за другим закрываются. Но в тот год всё прекратилось внезапно.
Это произошло 9 мая. С утра загремел гром, засверкали молнии, и началась гроза. На море поднялся жуткий шторм, и все оставшиеся на пляже кафешки и лавки с нехитрым товаром были смыты в море. Майская гроза бушевала весь день, словно бесконечный салют в честь Дня Победы. 10 мая дождь не прекратился, и мы решили уехать в Майсор.
Майсор. Первые впечатления
На чём мы добрались до Майсора на поезде или на автобусе, я уже не помню. Первое воспоминание об этом городе связно с очень сильным дождем. Думаю, что это было продолжением той грозы, из-за которой мы покинули Гоа.
Вода лилась с неба большим плотным потоком. Подобные ощущения можно испытать в бане, когда после парилки окатываешь себя из кадки холодной водой. Только вода была теплой и лилась несколько минут.
За эти несколько минут мы промокли до трусов, а на улицах образовались реки глубиной по щиколотку. Машины на улицах встали. Хорошо, что не утонули. Но серьезного наводнения не случилось. Через какое-то время вода сама сошла вниз. Ведь Майсор находится на возвышенности.
Мы заранее решили, что будем жить в отеле «Cavery Lodge». Его рекомендовали в Интернете американцы, которые занимались у Паттабхи Джойса. Несмотря на сложные погодные условия, мы добрались до отеля без проблем.
«Cavery Lodge» оказался не самым лучшим выбором. За эти же деньги можно было найти что-нибудь более комфортное. Вероятно, когда-то цены в нем были ниже, но потом кто-то разрекламировал его в Интернете, и в нем стало много постояльцев из Европы и Америки, которые платили за проживание в спартанских условиях как за нормальный отель.
Через несколько дней, когда мы погрузились в йогическую тусовку, мы смогли найти другой вариант проживания. Среди западных йогов Майсор стал известен из-за того, что там жили и преподавали йогу Шри Тирумалай Кришнамачарья и его ученики.
Шри Тирумалай Кришнамачарья
Шри Тирумалай Кришнамачарья родился 18 ноября 1888 года в Карнатаке. В молодые годы он несколько лет занимался йогой в Гималайских горах у Рамамохана Брахмачарьи, который имел жену и детей. После окончания обучения Рамамохан взял со своего ученика обещание обязательно завести семью и преподавать йогу в том числе людям, которые ведут светский образ жизни.
Думаю, что всемирная популярность йоги в настоящее время — следствие этого обещания. В древние времена йогой занимались во основном отшельники и монахи. Обычные люди редко ей интересовались. Ее техники считались тайными. Их не принято было показывать посторонним.
Шри Рамамохан сказал молодому Кришнамачарье, что современные люди готовы к восприятию Йоги, поэтому пора широко распространять это учение. Кришнамачарья вернулся в родной штат, поселился в Майсоре, женился, устроился на обычную работу и начал читать публичные лекции о йоге.
Замедление сердца
Говорят, что на публичных лекциях он демонстрировал остановку сердца. Конечно, это было замедление сердечных сокращений, но на такую величину, которую современная медицина приравнивает к остановке. Частоту биения сердца показывал осциллограф, который прикрепляли к Кришанмачарье.
Как замедлять биение сердца, Кришнамачарья сохранил в секрете. Его сын просил поделиться этими техниками, но он ответил, что людям это не нужно.
Практикует ли такое замедление биения сердца кто-нибудь в наши дни, я не знаю. Однако подобные демонстрации делали йоги в Институте под руководством Свами Кувалаянанды. Сохранились описание эксперимента и даже фото.
Те, кто участвовал в этом эксперименте, заявляли, что к целям йоги такое замедление сердца прямого отношения не имеет.
Ученики при дворце Махараджа
Таким образом, можно сделать вывод, что Кришнамачарья демонстрировал замедление ударов сердца для привлечения внимания. И однажды он действительно заинтересовал важную персону. Один из сановников Майсорского Махараджа (Короля Майсора) был впечатлен как лекцией, так и демонстрацией, и решил познакомить Кришнамачарью с Махараджем — главным Правителем Майсорского Округа.
Махарадж проникся идеями йоги и стал ей заниматься под руководством Кришнамачарья. Его самочувствие улучшилось, и он предложил Кришнамачарье стать наставником юношей, которые обучались в колледже при его дворце.
Так Кришнамачарья начал обучать йоге молодых людей. Среди этих юношей были БКС Айенгар, йога которого станет одной из самых популярных в Западном мире, и Паттабхи Джойс, который после отъезда Кришнамачарья из Майсора продолжит обучать йоге юношей в том же самом колледже, где учился сам.
Как правило, ученики называют свою йогу по имени учителя. Так Бал Мукунд Синх говорил нам, что он обучает йоге Дхерендры Брахмачарьи. При этом сам Дхерендра Брахмачарья писал в своих книгах, что он обучает Картикея Йоге, таким образом ссылаясь на своего учителя.
Однако Кришнамачарья Йога нам неизвестна. Говорят, что Кришнамачарья сказал своим ученикам, что они могут давать любое название той системе йоги, которую они будут преподавать. Таким образом, он косвенно попросил не использовать его имя в названии направления йоги.
По этой причине один из его учеников БКС Айенгар назвал свою йогу собственным именем. Другой ученик Паттабхи Джойс назвал свое направление Аштанга Виньяса Йога.
Аштанга Виньяса Йога
С Аштанга Виньяса Йогой меня познакомил Андрей Лаппа. Он привез в Москву кассеты с видео записью занятий Паттабхи Джойса со своими учениками. Это были записи первого и второго уровня. Я купила эти кассеты и занималась по ним.
Уже на первом уровне в этой системе много асан с Падмасаной и довольно глубоких наклонов. Поэтому для некоторых практиков эта последовательность является серьезным вызовом, но у меня она получалась хорошо. Наклоны и раскрытые тазобедренные суставы — мои сильные стороны.
Я занималась Аштанга Виньяса Йогой около двух лет у Игоря Медведева и самостоятельно по кассетам, купленным у Андрея Лаппы. У меня всегда хорошо получалась Падмасана, и никогда не болели от нее колени. Однако от пробросов ног назад, когда я выполняла виньясу из Аштанга Виньяса Йоги, у меня начинали болеть колени.
Кроме того, на фоне регулярной практики Аштанга Виньясы я стала чувствовать покалывания в сердце. Во время очередной диспансеризации врач-кардиолог мне сказал, что у меня сильно увеличен левый желудочек сердца, как это бывает у спортсменов с очень интенсивными нагрузками. Узнав, что я не спортсмен, а просто занимаюсь йогой, он посоветовал мне снизить нагрузки.
Я подумала, что, возможно, сердце болит от Аштанга Виньясы и перестала выполнять ее последовательности. Проблема с сердцем прошла. Через какое-то время я возобновила практику АВЙ. В сердце снова появились болевые ощущения. Тогда я решила, что проблема от Аштанга Виньясы, и перестала ей регулярно заниматься.
Адепты Аштанга Виньясы могут сказать, что я плохо делала бандхи. Да, может быть, и плохо. Но от практики асан в другом режими мне и без бандх было хорошо, поэтому я решила, что Аштанга Виньяса не для меня.
Майсор — город, который притягивал аштангистов со всего мира. Для того, чтобы попасть на занятия к Паттабхи Джойсу надо было записываться заранее. Мы не знали об этом до приезда в Майсор. Думали, что сможем сходить на одно-два занятия. Мне лично больше было и не нужно.
В Майсор я поехала не столько к Паттабхи Джойсу, сколько в Венкатешу — учителю йоги, которого мне рекомендовал Денис Заенчковский. А вот Илья Журавлев хотел заниматься Аштанга Виньясой. Он знал, что кроме Паттабхи Джойса Аштанга Виньясу в Майсоре преподавал еще один ученик Шри Кришнамачарьи БНС Айенгар.
БНС Айенгар
БНС Айенгар не был родственником всемирно известного учителя йоги БКС Айенгара. В Индии Айенгар очень распространенная фамилия. В России много Ивановых и Петровых. В Индии Айенгаров. Поэтому не удивительно, что у Шри Кришнамачарья было два ученика по фамилии Айенгар.
Занятия у БНС Айенгара стоили недорого. Всего 100 долларов в месяц. Он преподавал йогу в том же месте, где когда-то обучал сам Кришнамачарья, а потом и Паттабхи Джойс. Паттабхи Джойс же в описываемое время преподавал йогу в небольшом зале около своего дома.
Илья и Марина записались к БНС Айенгару и оплатили месяц занятий. Мне не хотелось заниматься так много Аштанга Виньясой, поэтому у БНС Айенгара я не занималась.
Но в зале, в котором преподавали в разное время Кришнамачарья, Паттабхи Джойс и БНС Айенгар, я была в первый день нашего приезда. Тогда мы там познакомились с одним бразильцем. Его звали Маркус. Он уже давно жил в Майсоре. Какое-то время он занимался у Паттабхи Джойса, но потом решил, что у БНС Айенгара он получит ту же практику, но за меньшие деньги, поэтому начал ходить на занятия к БНС Айенгару.
Аренда жилья
Маркус снимал отдельный дом и жил там один. Нам он тоже посоветовал переехать из гостиницы в частный сектор и даже дал адрес индийца, который сдавал второй этаж своего дома. Это был дантист, у которого Маркус лечил зубы.
С индийцем мы быстро договорились и арендовали весь второй этаж его дома. Места было много, но мебели мало. Мы спали на матрасах на полу, но зато у нас была своя кухня. Только я не помню, чтобы мы на ней что-то готовили. Но все равно это место было очень удобным для жизни.
Майсор городок небольшой, поэтому для передвижения по нему мы арендовали велосипеды. Этого транспортного средства вполне хватало.
Венкатеш и его курс прогибов
Маркус стал нашим другом. У Венкатеша он тоже занимался и проводил нас к нему. Венкатеш, так же, как и БНС Айенгар, брал оплату минимум за месяц. У него были разные курсы: «Йога для начинающих», «Йога Продвинутого уровня», «Освоение прогибов». В то время меня сильно интересовала тема прогибов. Поэтому я записалась именно на прогибы.
Кроме того, я считала, что мне надо совершенствоваться, как преподавателю, поэтому я записалась на курс «Йога для начинающих», чтобы понять методику этого учителя. Марина и Илья тоже записались на «Йогу для начинающих». Марине этот курс подходил по уровню. А Илья записался за компанию. К тому же вечернее время у Ильи и Марины было занято Аштанга Виньясой, а курс для начинающих шёл по утрам.
В итоге во время проживания в Майсоре у нас получилось заниматься два раза в день. По утрам мы все вместе ходили к Вентатешу, а по вечерам Марина и Илья занимались Аштанга Виньса Йогой, а я снова шла к Венкатешу на прогибы.
«Йога для начинающих» меня не впечатлила. Ничего особенного в подходе Венкатеша я не нашла. А вот курс по прогибам был очень эффективным. Сначала на эти занятия к Венкатешу ходили несколько человек, но через неделю после начала курса усложнилась международная обстановка.
Возникла угроза войны между Пакистаном и Индией. Проговаривали даже о ядерном ударе. Американское правительство посоветовало своим гражданам покинуть Индию. И действительно почти все американцы и европейцы уехали из Майсора в считанные дни.
В итоге у меня получились индивидуальные занятия по прогибам с Венкатешом. Не думаю, что он поменял как-то свою программу под меня. Просто он уделил мне все свое внимание. В итоге за один месяц мой прогиб из хорошего стал отличным.
Какова суть этой методики и хорошо ли так быстро увеличивать свою подвижность я напишу в следующей главе.
Прокомментировать главу можно здесь: https://t.me/yoga2ru/1192