Приготовления к поездке
После занятия Бал Мукунд Сингха в Москве я подошла к нему и сказала, что хотела бы поехать в Дели и поучиться у него. Он ответил, что проводит занятия в Институте Йоги по адресу Ashoka road, 68 и разрешил мне к нему приехать. Я запомнила этот адрес и начала планировать поездку в Индию.
Ехать одна в Индию я опасалась. Эта страна не казалась мне дружелюбной. Я считала, что там грязно, много нищих, воров и попрошаек. Индийские фильмы я не любила, поэтому индийскую ментальность считала чуждой для себя. Однако я хотела совершенствоваться в Йоге. И я даже знала у кого именно могу поучиться. Поэтому я планировала свою поездку без иллюзий, стараясь сделать ее безопасной настолько, насколько возможно.
Я сразу решила, что надо ехать с каким-нибудь мужчиной. С Володей я тогда уже была знакома, но наши близкие отношения в еще будущем. Денис ехать со мной не хотел, но тоже говорил, что одной молодой девушке туда лучше не ехать. Тогда я предложила Илье Журавлеву составить мне компанию. Илье очень понравилась эта идея. Он тоже был на занятиях Бал Мукунд Сингха в Москве и проникся его практикой.
Илья предложил заодно съездить в Майсор и попробовать вписаться на занятия к Паттабхи Джойсу. Мы не знали, что к нему надо заранее записываться. Кроме того, в Майсоре жил Джая Кумар Свамишри — наш с Ильей учитель, который проводил занятия в Москве в Культурном Центре при посольстве Индии. У Ильи даже был его домашний адрес, и мы решил что обязательно навестим его.
Мы с Ильей тогда не очень уверенно говорили на английском языке, поэтому, когда одна моя ученица Марина попросилась с нами и сказала, что она хорошо знает английский, то мы с удовольствием согласились взять ее с собой.
Мы втроем решили, что сначала поедем в Дели заниматься йогой у Бал Мукунд Сингха, потом отдохнем в Гоа, а после поедем в Майсор, чтобы опять заниматься йогой. В то время можно было брать билеты в Индию с открытой обратной датой. То есть мы точно не знали, когда вернемся, но обратная дорога была уже оплачена.
Впечатления от Дели
Летели мы не прямым рейсом, а с пересадкой в Ашхабаде «Туркменскими авиалиниями». Так было дешевле. Долетели без происшествий. Денис посоветовал нам поселиться на Мэйн Базаре и не говорить водителю такси, что мы первый раз в Индии. Потому что тех, кто в этом сознается, таксисты начинают возить по Дели и пытаются поселить в те гостиницы, с которыми у них есть какие-то договоренности.
Наш таксист тоже сделал робкую попытку завести нас в какой-то свой отель, но Илья строго сказал ему, что нам надо на Мэйн Базар. Улица, на которую в итоге мы приехали, произвела на нас печальное впечатление. Илья даже сказал водителю, что он привез нас на какую-то помойку, а не на Мэйн Базар. Но водитель заверил, что это то место, куда мы ехали.
Мы вышли из такси и стали искать, где поселиться. Мэйн Базар — это одна из самых оживленных улиц района Дели, который называется Пахаргандж. Он находится рядом с железнодорожным вокзалом Нью-Дели. Думаю, что именно близость к вокзалу сделала эту улицу и сам район привлекательными для западных путешественников.
Здесь после прибытия в Индию они селились на какое-то время в бюджетных отелях, меняли доллары на рупии по хорошему курсу, покупали билеты на поезд и ехали вглубь страны. На обратной дороге они снова здесь селились, покупали дешевые индийские товары и возвращались на родину.
На Пахаргадже и сейчас удобно останавливаться. Только я не стала бы рекомендовать селиться именно на Майн Базаре. Лучше жить в одном из переулков рядом с этой улицей. Там есть довольно чистые отели по разумным ценам.
Но, когда мы прилетели в тот раз в Индию, на Мэйн Базаре мы оказались ночью, поэтому поселились прямо посередине этой улицы в отеле «Vivek». Отель этот существует и до сих пор. Тогда нам казалось, что он один из самых приличных, а сейчас он выглядит совсем непрезентабельно.
На фото я одета по-спортивному, потому что практиковала на этой крыше асаны. Кроме асан, я выполняла здесь еще и дыхательные техники. Но это была моя ошибка. В этом районе такой ужасный воздух, что после 3-х недель практики Пранаямы на этой крыше у меня начали болеть легкие. Благо после мы поехали в Гоа, и морской воздух быстро их очистил.
О своем приезде в Дели Бал Мукунд Сингху мы ничего не писали заранее. Мы поехали по адресу, который мне дал Бал Мукунд Сингх. Там действительно находился институт йоги, который когда-то основал Дхирендра Брахмачари — учитель Бал Мукунд Сингха и один из самых известных йогинов 20 века.
Дхирендра Бхрамачари и его Учитель
Дхирендра Брахмачари родился в 1925 году в Индии в штате Бихар в бедной брахманской семье. В возрасте 13 лет он начал искать своего духовного учителя и нашёл его в лице Шри Махариши Картикейя.
Несмотря на то, что существует фото этого Гуру, на котором он выглядит обычным человеком лет 60-ти, все его последователи, включая Дхирендру Брахмачари и Бал Мукунд Сингха, утверждали, что он прожил более 300 лет.
Конечно, никто не знает точной даты рождения Шри Махариши Картекея. Дело в том, что в Индии в начале 20 века не у всех были паспорта, поэтому и точный возраст непросто было узнать. Но люди, знавшие этого Гуру, считали его долгожителем.
Дхирендра Брахмачари быстро стал одним из самых любимых учеников Шри Махариши Картикеи. Некоторые старые ученики удивлялись тому, как много разных техник учитель передает этому новичку. Но Гуру им отвечал, что только Дхирендра может освоить эти техники и передать их другим, поэтому он уделяет больше внимания его обучению.
Шри Махариши Картекея покинул тело в 1953 году. После этого Дхирендра Брахмачари стал обучать йоге других людей. Он познакомился с Индирой Ганди и стал ее персональным Гуру. Она помогала ему развивать йогу в Индии, содействовала в покупке земли для Ашрамов и для студии, на которой снимались передачи по йоге и некоторые индийские сериалы.
В середине 60-х годов 20 века Дхиренда Бхрахмачари был приглашен советским правительством в СССР для подготовки индийского космонавта, принимавшего участие в полете в космос вместе с советскими космонавтами. Советских космонавтов индийский Гуру не тренировал. Они проходили свою обычную предполётную подготовку. Советские ученые хотели выяснить, действительно ли упражнения йоги дают сверхспособности, обладая которыми человек будет комфортно чувствовать себя в космосе.
В итоге индийский космонавт в полете никак себя не проявил. Он был в такой же форме, как и остальные космонавты. Ни хуже ни лучше. Поэтому упражнения йоги в программу подготовки советских космонавтов не включили. Зато, пока Дхирендра Брахмачари был в Москве, он провел несколько уроков по йоге членам советского правительства и приближенным к ним людям. В их числе был Василий Бродов — пионер йогического движения в СССР, который стал одним из соавторов фильма «Индийские — йоги кто они?».
При жизни Дхирендра Брахмачари был, наверное, самым популярным учителем йоги в своей стране. Он был даже популярней Айенгара, который был тогда больше известен на Западе, чем в Индии.
В одном из интервью, отвечая на вопрос, как его учитель смог прожить более 300 лет, Дхирендра Бхрамачарьи заявил, что думает, что и он сможет, если не разобьется на самолете. В 1994 году он погиб в авиационной катастрофе собственного самолёта над своим ашрамом в индийском в штате Джамму и Кашмир.
Морарджи Десаи Международный Институт Йоги
Зная адрес, мы легко нашли Институт Йоги, в котором преподавал Бал Мукунд Сингх. В Индии любят громкие названия. На самом деле этот институт был не таким уж большим. И это было не учебное заведение, где готовят преподавателей йоги, а место, где люди йогой занимаются.
Бал Мукунда мы тоже нашли быстро, и он согласился заниматься с нами троими по утрам. В Дели мы прожили три недели и почти каждый день ходили в Институт Йоги учиться у Бал Мукунд Сингха.
В начале занятия он нам давал дыхательные техники, потом были динамические упражнения, которые описаны в книге Дхирендра Брахмачари «Сукшма Вьяяма». После этого тело очень сильно разогревалось, и Бал Мукунд Сингх учил нас глубоким прогибам и другим сложным асанам.
Несмотря на то, что Кандасану я освоила довольно быстро, заниматься у Бал Мукунд Сингха мне было тяжело. Он давал нам очень много прогибов, а это направление подвижности всегда для меня было самым сложным. У меня от природы сглаженный поясничный прогиб, то есть поясница почти не гнется.
Бал Мукунд учил нас гнуться как раз не включая поясницу, выполняя прогиб от крестца. Существует наклон от таза, который в гимнастике называют «складкой». Это почти плоский наклон вперед. В современной йоге принято так выполнять Пашчимоттанасану. Если начинать прогиб от таза, то он тоже может стать почти плоским наклоном, но только назад.
В то время мне казалось, что это безопасная техника. Ведь при выполнении такого прогиба совершенно не страдает поясница. Основа этой техники — хорошая подвижность ног. Ногами надо как-бы выталкивать тазовую кость вперед. На языке анатомии то называется «контрнутация крестца».
Вначале у меня это не получалось, но со временем я освоила этот тип прогиба. У меня есть фото, на которых я гнусь очень глубоко, и эта глубина основана исключительно на подвижности ног. После Дели мы занимались йогой в Майсоре у Венкатеша, и он тоже развивал тему прогиба от крестца. Именно после занятий с Венкатешом мне удалость выйти на пик моего прогиба, поэтому я чуть позднее еще раз напишу об этой технике.
Женская Йога по индийски
В том же зале, где мы занимались с Бал Мукунд Сингхом, проходил специальный класс йоги для женщин. Как вы уже поняли, в то время тема женской йоги была очень актуальна, потому что сначала считалось, что йога — это практика для мужчин. Однако все больше и больше женщин начинало ей заниматься. Было много разговорив на тему йоги для женщин. Даже мой сайт назывался «Женский Взгляд на Йогу», поэтому решила взять интервью у женщины, которая вела женский класс.
К моему разочарованию, она ничего особенного на эту тему мне не сказала. Она сообщила, что нет никакой женской йоги. Просто женщины стесняются заниматься вместе с мужчинами. Вот они и собираются вместе, но делают все по той же программе, что и мужчины.
Делийская жара и поездка в Ришикеш
Жить в Дели мне не нравилось. Делийский воздух очень грязный, и им тяжело дышать. Однако, как я уже писала, я самостоятельно занималась пранаямой, и от интенсивного дыхания грязным воздухом мои легкие начали побаливать. Я сказала об этом Бал Мукунд Сингху, на что он ответил, что в это время года в Дели нельзя заниматься Пранаямой.
Мы поехали в Индию в апреле, думая, что это не самый жаркий месяц. Но мы сильно ошиблись, потому что именно в апреле пик жары в Дели. Под конец нашего пребывания в этом городе уличный термометр показывал +56 градусов по Цельсию. Я помню свои ощущения в тот самый жаркий день в моей жизни. Я шла по улице и чувствовала биение пульса во всех своих венах. Может быть, именно поэтому в Гхеранда Самхите предлагают согласовывать пропорции дыхания с пульсом? В этом климате человеку легче почувствовать удары своего сердца.
Как-то раз на Майн Базаре мы случайно встретили одного парня, который ходил ко мне на занятия в «Аштанга Йога Центр». Он сказал нам, что приехал только что из Ришикеша, и там просто рай по сравнению с Дели. Мы решили туда поехать в свободный от занятий день. Наш знакомый сразу сказал нам, что надо ехать не в сам Ришикеш, а в Рам Джулу, которая находится чуть дальше.
Мы купили билеты из Дели до Харидвара и обратно на ночной поезд. Мы взяли билеты в вагон класса 3 АС. Это очень комфортный класс. Нечто среднее между нашим купе и плацкартой. «АС» — обозначает, что в вагоне есть кондиционер, а цифра «3», что в одном купе 3 полки. Есть и 2 АС, там все так же как в нашем российском купе. Только купе в этих вагонах закрываются не дверью, а шторкой.
В стоимость билета входили питание и чистое постельное белье. Поездка в Ришикеш и обратно была довольно комфортной, но билеты на этот поезд мы брали за неделю. В Индии сложно купить билет на поезд за день или за два дня до его отправления. Так было 20 лет назад, такой же ситуация остается и в наши дни.
Рано утром мы приехали в Харидвар, из него доехали на автобусе до Ришикеша, а оттуда взяли моторикшу до Рамджулы. В Рамджулу мы приехали, когда солнце уже встало и начало довольно сильно припекать.
Перебравшись на лодке на другой берег, мы стали осматриваться. Мы не запланировали, куда надо сходить и что посмотреть, поэтому найдя на одном из гхатов ровное место с тенью начали там делать асаны.
Это нормально для начинающих адептов хатха йоги делать асаны везде, куда они попадают. Мне кажется, в этом есть что-то от желания пометить территорию. Сейчас такие фотосессии можно объяснить необходимостью вести соцсети. Но и до их появления фоткаться в асанах в красивом месте нравилось, несмотря на то, что мало с кем можно было этими фото поделиться. Поэтому сейчас, пользуясь моментом, я наверстываю упущенное и делюсь фотками.
Прямо перед этой поездкой Сингх учил нас делать вытяжение для углубления Хануманасаны около стены. И вот я повторяю его урок.
Еще мне нравится фотка в Ширшасане с Падмасаной. Она хорошо передает дух времени, когда занимающиеся йогой не считали, что асаны надо делать в красивых лосинах на специальных ковриках. В чем ходили по улице, в том и занимались. И не всегда на ковриках.
До обеда мы сидели на гхате, потому что там была тень. Потом поели в «Чотивале». Это один из самых старых ресторанов этого места. Существует он и сейчас. Перед входом в него всегда сидит ряженный зазывала.
«Чотивала» — переводится как «имеющий на макушке хвостик волос». Как я поняла, в древности был такой мудрец, который всех кормил, поэтому ресторан так назвали, а перед его входом решили сажать ряженных зазывал. Сейчас это уже сеть ресторанов.
После еды мы нашли тень во внутреннем дворике одного Ашрама. Удивительно, что в тот первый приезд мы не увидели Парамат Никетан Ашрам — самый большой и красивый Ашрам в Рам Джуле. Он располагается очень близко к тому Ашраму, в котором мы сидели. Но сил смотреть окрестности просто не было. А в тени Ашрама было нежарко и спокойно.
В час заката мы снова были у реки. До нас доносились звуки бхаджан из Парамат Никетан Ашрама, но мы не пошли на эти звуки. Какие-то индийские женщины принимали омовение в Ганге, и мы с Мариной последовали их примеру.
После заката мы перебрались на другую строну реки, взяли моторикшу и поехали в Харидвар на вокзал. Я не рекомендую никому так делать. Дорога занимает больше часа, поэтому лучше взять такси. Будет дороже, зато быстрее и теплее. Окна в моторикше не имеют стёкол, поэтому всегда открыты и из них сильно дует.
До Дели мы добрались без приключений и почти сразу после возвращения купили билет на поезд в Гоа. Билет покупали заранее, поэтому еще неделю мы занимались у Сингха.
Прокомментировать главу можно здесь: https://t.me/yoga2ru/1153