Глава 20. Йоги погружаются в Глобальную Сеть

Я и компьютер

Сейчас мы уже не мыслим свою жизнь без Интернета. А ведь в нашей стране он появился только в середине 90-х годов прошлого века. Выход в Интернет осуществлялся тогда через модем, подключенный к обычному городскому телефону. Связь была ужасной, скорость передачи данных медленной. Более того, мало у кого дома был компьютер. У меня, к примеру, не было. Хотя еще со школы я была с компьютером «на ты».

В советское время все школьники проходили УПК (учебно-производственный комбинат). Это была своего рода профориентация школьников. В старших классах я училась в школе с математическим уклоном, и на УПК мы изучали язык программирования BASIC, писали на нем простые программы для компьютера и в итоге получили специальность «Оператор ЭВМ».

В институте я углубила эти свои навыки. Я изучала «Системы Автоматизированного Проектирования (САПР) в Строительстве». Там я освоила еще несколько языков программирования, рисовала блок-схемы, писала программы. Но после окончания института я по специальности никогда не работала. После Перестройки советская система распределения студентов рухнула, и мы, выпускники 90-х, получив дипломы, были предоставлены сами себе.

Как я уже писала, я сначала работала в редакции газеты «Российские Вести» техническим редактором, а потом решила, что мне надо использовать мой навык работы с компьютером. Я закончила курсы компьютерной верстки и стала работать верстальщиком.

За компом. 1998 год.

Работа в газете «2х2»

В журнале «Юридический Консультант» я не только верстала, но и выполняла много мелких поручений своей начальницы. В мае 2000 года я оттуда уволилась и устроилась работать в рекламную газету «2х2», которая была продолжением известного телеканала «2х2». Там я делала рекламные модули и верстала полосу строчной рекламы.

В то время каждое печатное издание стремилось создать электронную версию. Это поветрие не обошло стороной и нашу газету. Так как я одна занималась строчной рекламой, то и ее электронную версию поручили делать именно мне. До этого я вообще ни разу не выходила в Интернет и понятия не имела, как делаются веб-сайты.

Но мой непосредственный начальник, довольно молодой человек, сказал мне, что верстка для Интернета от обычной верстки особо не отличается. Он поставил на мой рабочий комп программу FrontPage и сказал: «Это почти Word. Разбирайся».

И действительно программа оказалась довольно понятной. Я быстро научилась делать простые таблицы и заливать туда рекламные объявления. Через полчаса вернулся мой начальник, посмотрел на мою работу и сказал: «Молодец! Продолжай в том же духе».

Таким образом я сразу стала довольно продвинутым пользователем Интернета. Только открыв дверь этого пространства, я сразу начала там что-то создавать.

Форумы по йоге

В то время люди в основном общались на форумах. Было несколько форумов и по Йоге. Одним из самых популярных был форум «Real Yoga». Вёл его и сейчас ведет  Виктор Бойко. Я к тому времени уже прочитала его книгу «Йога. Искусство коммуникации». Книга мне понравилась, но вот на форуме Бойко мне было неуютно. Он очень сильно критиковал практически всех.

Сидерского и Лаппу он считал молодыми гимнастами, не имеющими никакого отношения к Йоге. Айенгара он тоже считал не настоящим йогом. Своими высказываниями он давал понять, что только он один знает, что такое Реальная Йога. Остальные просто заблуждаются. Я не была готова принять, что Йога Лаппы и Сидерского это заблуждение, поэтому не часто заходила на форум Виктора Бойко.

Мне очень нравился форум некоего Майкла, который занимался Аштанга Виньяса Йогой и даже бывал в Майсоре у Паттабхи Джойса. Он задавал интересные темы для общения. Обсуждались как философские аспекты йоги, так и нюансы практики. Этот Майкл пользовался большим авторитетом, однако он так и остался виртуальным персонажем.

Никто из моих знакомых никогда не видел его и не знает его настоящего имени. Помню, Илья Журавлев мне рассказывал, что очень хотел с ним познакомиться, и они даже договорились о встрече, но на эту встречу Майкл не пришёл.

На этом форуме была еще одна очень активная девушка. Она  тоже ездила к Паттабхи Джойсу и вступала в каждую дискуссию. Я думала, что она очень серьезный практик. Потом мы познакомились в реальном мире, и она оказалась субтильной девушкой со слабыми мышцами и не очень растянутым телом.

Я же эти форумы читала регулярно, но очень редко вступала в дискуссии. Тогда я была в большей степени читателем, а не писателем. Из моих знакомых самым активным на форумах был Илья Журавлев. У него был забавный ник «Ezh108». Я вначале вообще не могла понять, что означает это его имя. Потом он объяснил мне, что «Ezh» — это «Ёж».

Илья действительно был очень колючим на форумах. Не все знали, кто скрывается под его ником. Помню, как на семинаре Сидерского он разговорился с одним парнем, и в ходе беседы они выяснили, что уже давно знают друг друга в интернете, но при этом все время спорят на форумах. А в реальной жизни они легко нашли общий язык и были потом друзьями.

Сайты по йоге

Тогда же стали появляться и сайты по йоге. Делали их сами владельцы и размещали на «народе». Это был бесплатный хостинг от Яндекса. На этом хостинге был сайт Михаила Константинова «Ритамбхара». Этот сайт обновлялся в последний раз в 2002 году, и выглядит сейчас, как музейный экспонат.

У Ильи Журавлева тоже был свой сайт. Он назывался «Общество Психоделической Физкультуры». Сейчас это тоже сайт-мемориал.

Он давно не обновляется и сохранился в том виде, каким был в начале 2000-х годов.  Сайт Ильи был очень интересным.

Мне кажется, что сейчас нет и половины того, что он тогда публиковал. Он писал о разных учителях Йоги, в том числе о Лаппе, Сидерском, Медведеве, Кали Рэй. При этом он высказывал очень смелые суждения и часто критиковал именитых мастеров. Некоторые даже обижались на него.  Также он переводил очень много статей с английских сайтов по йоге и публиковал у себя.

Именно Илья Журавлев сделал первый сайт для «Аштанга Йога Центра». Его доменное имя было yoga108.com. Много лет спустя Школа Йоги Ильи Журавлева и Михаила Баранова будет называться «YOGA108», потому что этот сайт всегда был записан на Илью, и, когда преподаватели АЙЦ разделились, доменное имя осталось у него.

Надо отметить, что есть так же сайт http://yoga108.ru. Это питерский «Аштанга Йога Центр». Руководил им Александр Никитин, которого мы хорошо знали, и изначально у наших Центров была общая концепция.

Женский Взгляд на Йогу

Так как я уже умела размещать информацию в Интернете, то я тоже решила сделать свой сайт. В то время женщины только начинали заниматься йогой, и было много дискуссий на тему подходит ли йога женщинами, отличается ли женская йога от мужской.

На этой волне я решила назвать свой сайт «Женский Взгляд на Йогу». Но я планировала писать не только о йоге для женщин. Я собиралась выражать свой взгляд на йогу, а так как я женщина, то этот взгляд был однозначно женским.

Я взяла себе ник «yogalady», а имя сайта было yogalady.narod.ru. Сейчас под этим именем только обложка сайта. Когда я вышла замуж за Владимира Зайцева, я решила, что нам нужен общий сайт, поэтому изменила имя сначала на yoga2.narod.ru, а позднее на yoga2.ru.

Собственно на этом сайте вы сейчас и находитесь. Первая статья, которая была написана мной для этого сайта, называлась «Йога и Женское Начало». Долгое время она была на моем сайте, но потом я ее убрала, потому что сейчас мысли, выраженные в ней, уже не актуальны. Времена изменились, йога стала другой.

Не хочу статью выкладывать на сайте отдельно. Размещу ее здесь, а жирным шрифтом пишу свои комментарии с позиции сегодняшнего дня.

Йога и Женское Начало

Исторически сложилось так, что этот мир мужской. Мужская логика считается железной и правильной, а женская – лишь повод для шуток. В йоге больше мастеров мужчин, а женщины в основном новички, которые у них учатся. (Сейчас уже и мастеров-женщин больше, чем достаточно. А новичков среди мужчин стало очень мало). В начале моего йогического пути мне очень хотелось встретить женщину, у которой я могла бы учиться йоге, но мне это не удалось.

Все мои учителя — мужчины. Я очень благодарна им за то, чему они меня научили, но на определенном этапе я начала накапливать мужские качества, которые даже стали преобладать над женскими. Одно время мне это нравилось. Но потом я поняла, что раз я пришла в этот мир женщиной, то должна пройти именно женский путь развития. И тогда я стала думать, чем же женский путь в йоге может отличаться от мужского. Своими мыслями по этому поводу я хочу поделиться в этой небольшой статье.

Хатха йога в том виде, в котором она существует в настоящее время и преподносится как интегральный тренинг (этот термин с легкой руки Сидерского использовали многие, к примеру Михаил Константинов свою «Ритамбхару» называл Центром Систем Интегрального Тренинга), имеет в большей степени мужское качество «силы» (за силой охотились, по-моему, последователи Дона Хуана. Сидерский и Лаппа в то время активно привлекали их на свои занятия), и женщина, практикующая хатха-йогу, следуя всем инструкциям  мастера-мужчины, рано или поздно начинает чувствовать перебор мужской энергии. (Однако современная йога — типично женская практика, и даже мужчины проводят занятия, ориентируясь больше на женщин).

«Вызов» и «работа с пределом» не характерна для женщин, задача которых оберегать и сохранять накопленное. Не имеет смысла надолго «заползать» в сложные асаны, которые выполняются с трудом и вызывают физический дискомфорт. Лучше подольше фиксировать простые базовые позы и мягко двигаться по направлению к сложным позам, на начальном этапе оттачивая только вход-выход без какой-либо фиксации. (Что сейчас часто и предлагается на занятиях йогой)

Именно мягкое втекание в асану и вытекание из нее является более важным для женщин, чем долгая фиксация поз. Как писал когда-то А. Сидерский: «…мужчина — это точка, а женщина – поток…», поэтому плавное перетекание из асаны в асану прибавляет женскую «силу», тха «энергию», а долгое удержание мужскую — «ха». (Что я сейчас думаю про «ха» и «тха» я написала в 17 главе)

Женщины быстрее осваивают позы развивающие гибкость и растяжку, а силовые асаны проще даются мужчинам. Это естественно, так как мягкость и текучесть характерны женскому началу, а сила и мощь мужскому.

Исходя из написанного выше, можно подумать, что я предлагаю женщинам работать в большей степени над теми асанами, которые им легче даются. Но это не так. Хатха йога подразумевает гармоничное сочетание мужских и женских энергий в энергоструктуре индивидуума.

Силовые позы очень важны для женщин, ибо их освоение прибавляет уверенность в себе и укрепляет «кристалл духа» (Уже давно неактуальный термин 😀. Скорее всего взят тоже из учения Карлоса Кастанеды). Но освоение их в мужском режиме «штурма» затея бессмысленная и малоэффективная. (И Сидерский, и Лаппа тогда призывали «штурмовать пределы». Через какое-то время многие поняли, что это прямой путь к травме как для женщин, так и для мужчин.)

На мой взгляд, для женщин намного проще и лучше сначала наработать хорошую растяжку, а затем на ее базе осваивать силовые позы, причем на начальном этапе только вход и выход в эти асаны. (Сейчас я думаю, что надо сочетать динамический и статический режимы практики с самых первых шагов в йоге. И это надо делать и мужчинам, и женщинам). Дело в том, что при хорошей растяжке силовые позы превращаются в позы на баланс. Если тело достаточно гибкое, то не требуется слишком большой силы для входа в такие асаны как бакасана, урдха куккутасана, пинча маюрасана.

Нужно только чувствовать свое тело и правильно распределять нагрузку таким образом, чтобы силовой момент был сведен к минимуму (Странная фраза).  Я имею в виду, что, обладая гибким телом, можно принять такое положение, при котором силовая асана удерживается с минимальными усилиями. На этапе освоения нужно уделять внимание только поиску этого положения.

Это и будет выглядеть со стороны как вход в асану и выход из нее. А затем надо стараться постепенно увеличивать время фиксации асаны, при этом не удерживать позу слишком долго, а выходить из нее пока еще есть силы, чтобы выход из нее был не резким падением, а мягким плавным осознанным движением. (В целом очень разумный совет)

Мужчинам же пред тем, как начать выполнять асаны, развивающие гибкость, желательно хорошенько разогреть тело. Поэтому в Аштанга Виньяса Йоге такое большое место уделяется виньясам, выполнение которых, как правило, не вызывает проблем у мужчин, но сильно утомляет женщин. Конечно, женщины за какое-то время тоже могут привыкнуть к большому количеству виньяс. Они станут сильнее, но естественная гибкость может даже убавиться за счет приобретения мышечной крепатуры.

Мне кажется, что Аштанга Виньяса Йога намного легче осваивается женщинами, если тело уже гибкое, и основные асаны отработаны в более спокойном режиме, так как женское тело способно хорошо тянуться и «на холодную».

Мужские качества необходимо развивать, опираясь на хорошо развитые женские. Если женщина спешит с освоением силовых поз и переходит в мужской режим практики до того, как она наработала опыт в более мягком женском режиме, то она превращается в «мужчину второго сорта» (Сейчас унисекс вполне в моде).

Если же женщина опирается на свою природную гибкость и мягкость, помня, что именно это первично, то, включив в свою практику силовые позы, во-первых, она быстрее будет их осваивать, во-вторых, начнет приобретать мужские качества не в ущерб женским, что позволит энергосистеме этой женщины выйти на более высокий уровень функционирования. (Полностью согласна)

Сейчас йога становится все более и более популярной. Высокого уровня практики достигают не только мужчины, но и женщины. И мне хотелось бы посвятить эту страничку именно женской йоге. Я поделилась с вами своими соображениями на эту тему. Возможно, кто-то со мной не согласен. Кто-то хочет дополнить мои рассуждения. Добро пожаловать к дискуссии! (Уже не помню, была ли дискуссия на эту тему. Но если есть желание обсудить этот вопрос или другие, поднятые в этой главе, буду рада обратной связи в моем телеграмм-канале)

Прокомментировать главу можно здесь: https://t.me/yoga2ru/1037

<<<< Глава 19    Глава 21 >>>>

Оставить комментарий