Глава 17. Два Андрея

После возвращения из Крыма я какое-то время все-таки ходила на занятия к Татьяне Домовцевой. Но в то же время я продолжала учиться у Джая Кумара и Игоря Медведева.

Андрей Лаппа

В ноябре 1997 года Игорь Медведев организовал семинар Андрея Лаппы у себя на Коломенской. Для меня этот семинар стал новой вехой на пути йоги. Это был уже второй приезд Лаппы в Москву. Первый был в июне. Я тогда отдыхала в Одессе, поэтому не посетила те занятия.

Мне говорили, что семинар Андрея всем очень понравился. Но я не знала, до какой степени. Когда я вошла в зал, где должен был начаться семинар, то поразилась количеству людей. Такого аншлага не было даже у Сидреского. Я с трудом нашла место для своего коврика, и оно, конечно, оказалось не самым лучшим, так как передо мной стояла колонна, которая загораживала сцену почти полностью.

Зато рядом со мной расположились два моих учителя Игорь Медведев и Татьяна Домовцева. Несмотря на то, что в тот день Лаппу я практически не видела, я сразу настроилась на нужную волну, повторяя движения за Игорем или за Татьяной, и не выбивалась из общего потока.

Я пишу о потоке и движениях, потому что Лаппа давал тогда именно динамическую йогу. В то время он регулярно ездил в Майсор к Паттабхи Джойсу и говорил, что в основе его практики лежит Аштанга Виньяса Йога (АВЙ).

Вот что я написала в своем дневнике на следующий день после семинара: «Кроме динамического режима в этой системе (в АВЙ) используются пранаямы и бандхи, которые встраиваются в последовательность в различных, как правило даже самых сложных, асанах. Все это дает мощный психоэнергетический эффект. К концу занятия я почувствовала себя наполненной силой. Казалось, что тело приобрело твердость стали и гибкость бамбука».

Далее я писала, что это была самая классная тренировка в моей жизни. Тогда у меня в первый раз получилось сделать Мост из положения стоя и вернуться обратно. Второй раз получится это выполнить только через несколько месяцев. Общее энергетическое поле, созданное Андреем и остальными практикующими, помогало выполнять асаны на верхней границе собственных возможностей.

Еще я попыталась тогда сделать позу скорпиона (стойку на подбородке), но две попытки оказались безуспешными, и я сильно ударилась коленями об пол. Но несмотря на ушибленные колени, я словила огромный кайф от этого занятия.

Надо отметить, что Андрей Лаппа был мастером генерировать состояние эйфории. На его занятиях я испытывала настоящие счастье, словно от наркотика. Хотя наркотики я никогда не употребляла, поэтому, возможно, сравнение неверное. Думаю, что этот чудный эффект давало чередование напряжения и расслабления и, безусловно, энергетика самого Мастера.

В тот приезд Андрей Лаппа не только давал практические уроки, но и читал лекции и показывал элементы своего Танца Шивы.

Андрей Лаппа, ноябрь, 1997 г.

Первое знакомство с Аштанга Виньяса Йогой

Тогда Андрей только что приехал из Майсора. Он много рассказывал об Аштанга Виньясе, показывал видео с дня рождения Паттабхи Джойса и в конце семинара предложил купить видеокассеты с 1 и 2 уровнем Аштанга Виньясы, где Паттабхи Джойс проводит лэд класс для своих учеников, а также кассеты с Дэвидом Свэнсаном тоже по Аштанга Виньясе.

Мы с Леонидом Ланиным купили кассеты вскладчину. Один из нас купил (не помню уже кто) и переписал другому. Когда Андрей узнал, что многие так поступили, то немного ворчал на эту тему. Но мы вообще не понимали, что в этом плохого. Тогда все переписывали кассеты, как аудио, так и видео.

В итоге с ноября 1997 года я начала заниматься Аштанга Виньясой по кассетам с Паттабхи Джойсом. Первый уровень у меня получилось сделать весь практически с первого раза. Второй уровень был не намного сложнее. Поэтому я их чередовала. Делала то первый, то второй уровень.

Благодаря Аштанга Виньясе многие асаны у меня стали получаться лучше. Даже Джая Кумар отметил это. Он спросил, как мне удается так быстро развиваться. Я ответила ему, что занимаюсь Аштанга Виньяса Йогой Паттабхи Джойса. Он сказал, что знает об этом Учителе, потому что тоже живет в Майсоре. Но при этом он никогда не ходил на занятия к Паттабхи Джойсу, потому что они очень дорогие.

Джая Кумар даже хотел, чтобы я поучила его Аштанга Виньясе у него дома.  Но мне виделся в этом предложении какой-то подвох, поэтому я не стала это делать.

Кстати, когда в 1999 году я проводила занятие в Культурном Центре при Индийском посольстве для получения сертификата преподавателя йоги, Джая Кумар попросил меня провести урок именно по Аштанга Виньясе. Для меня это было неожиданным, но я справилась, изрядно сократив и упростив последовательность.

Однако я чуть забежала в перед. В 1997 году я начала регулярно заниматься и у Андрея Сидерского, и у Андрея Лаппы. В конце 90-х они оба стали часто приезжать в Москву с семинарами. Кроме того, я пару раз ездила к ним на занятия в Киев и в Крым на выездные мероприятия.

Андрей Сидерский

Сидерский был для меня путеводной звездой. Он казался мне прекрасным, но далеким, холодным и недоступным для общения. Он не любил фотографироваться, и у меня нет ни одной фотки вместе с ним. Хотя других я фотографировала, но все время как-то искоса, незаметно, как папарацци.

Татьяна Толочкова и Андрей Сидерский. 1997 г.

Сидерский не только демонстрировал прекрасное выполнение асан, но и хорошо объяснял, как делать конкретные позы. Мне очень подходил его стиль ведения. В советское время была такая телепередача «Делай с нами! Делай, как мы! Делай лучше нас!». Мне всегда казалось, что название этой передачи четко отражает то, что было на его уроках.

На его классах было всегда очень много людей, но внимание он уделял только лучшим и ориентировался на сильнейших. Помню, что один раз он дал переход из Йога Дандасаны сидя в Йога Дандасану в балансе на руках. На нашем курсе «Ачарья» этот переход оценивается на 3 балла. На занятии Андрея из ста человек переход сделали трое. Он похвалил нас и сказал: «О, какие вы молодцы! Я думал, что вообще никто не сделает». Я была среди этих трех, поэтому попала в сферу его внимания.

Моя нелюбимая асана

Однако не все асаны получались у меня хорошо. Моим самым слабым местом были прогибы, особенно кольцевые захваты в прогибах. А у Сидерского кольцевые захваты получались легко. Они часто были в его последовательностях. И вот я на его классах делаю сложные асаны. Люди, которые находятся на соседних ковриках стараются, пыхтят, но у них все получается хуже, чем у меня.

И вдруг дается Эка Пада Раджа Капотасана. И картина меняется. Те, кто пыхтел делают позу легко, а у меня не получается ничего. Плечо вообще никак не разворачивается. В эти моменты в горле появлялся комок, и мне хотелось разрыдаться. Было обидно и не понятно, почему эта поза настолько мне не доступна.

Сейчас я знаю, что эта асана может не получаться не только из-за плохого прогиба, но и по причине коротких рук. У меня длинная спина и короткие относительно нее руки. Это усложняет плечевой разворот, хотя и не отменяет. Со временем я научилась делать Эка Пада Раджа Капотасану. Но эта поза всегда была одной из самых нелюбимых.

Эка Пада Раджа Капотасана. Керала. 2004 г.

Практические занятия Сидерского мне всегда нравились. Но вот его теоретические выкладки не находили отклика в моей душе. Я до конца не понимала его концепции. Слова он произносил знакомые, но общий смысл его идей всегда оставался для меня туманным. Книгу «Третье открытие Силы» я с большим трудом все-таки дочитала до конца. Но вот его «Концептуальный очерк» осилить не смогла. В нем было слишком много абстрактных идей. Я мыслю более конкретно и приземленно.

И снова Лаппа

Лекции же Андрея Лаппы мне очень нравились. Его взгляд на Йогу был мне всегда близок и понятен. С одной стороны он учился у самых лучших индийских учителей — у Айенгара и у Паттабхи Джойса, хорошо знал древние индийские трактаты и объяснял их простым языком. С другой стороны умел обосновывать то, что предлагал на занятиях, с точки зрения анатомии и психологии.

Тогда, когда я у него занималась, он еще не создал «Универсальную Йогу». Каждый его семинар был со своей изюминкой.

На том занятии, когда я была у него в первый раз, он больше отталкивался от Аштанга Виньясы. Второй раз я была на семинаре, где он демонстрировал потоки «Ха» и «Тха».

Занятия проходили в огромном холодном спортивном зале в спорткомплексе при МВТУ им. Баумана.  Прямо во время нашего семинара в этом зале в разных его частях играли в теннис, занимались борьбой и лазили по стенам. Думаю, что организаторы арендовали это помещение, потому что в прошлый раз к Лаппе пришло много людей, и в зале было очень тесно. В этот же раз зал был огромный, а людей было немного.

После семинара. Январь, 1998 г.

Но несмотря на спартанские условия, Андрей семинар провел на высоте. В теоретической части он рассказал о «ха» и «тха» потоках, обозначив «ха» — как силовую «мужскую» практику с длительными фиксациями, а «тха» — как текучий «женский» поток, в котором больше динамики и плавных переходов из одной позы в другую.

Практические занятия проходили 3 дня. В первый день Андрей дал смешанный поток, во второй день «ха», в третий «тха». Я была только в первый и в третий день.

Занятие первого дня мне понравилось. Это была хорошо сбалансированная практика, в которой было место и силовым асанам с удержанием, и мягким растяжкам. Во второй день я работала и пропустила занятия. Те, кто был на том уроке, говорили, что «ха» поток был очень мощным. Все остались в восторге.

Третий день был посвящен потоку «тха». Андрей предлагал выполнять асаны в расслабленном режиме. Он призывал всех опереться на свое внутреннее женское начало и выполнять асаны с предельным расслаблением и налетом легкой сексуальности.

Мне семинар очень понравился, и я решила, что хорошо поняла, что такое «ха» и «тха» в хатха йоге.

«Ха» и «Тха». Мифы и реальность

Однако сейчас я бы не стала слово «хатха» делить на слоги «ха» и «тха». На санскрите слово «haṭha» означает «настойчивость», «упрямство». Это слово и сейчас часто употребляется в этом значении в хинди, и никому не приходит в голову разделять его на слоги.

Хотя о «ха» и «тха» по отдельности писал еще Свами Сатьянанада. Он отмечал, что «ха» — это символ солнца. Однако, если посмотреть в словарь санскрита, то «ha» имеет много переводов, но среди них нет слова «солнце», зато есть слово «луна».

При этом биджа мантры солнца действительно содержат звук «h», поэтому можно сказать, что «ха» имеет отношение к солнечной энергии.

Что касается «ṭha», то в словаре можно увидеть, что это слово переводится как «диск». На деванагари «ṭha» будет выглядеть вот так — ठ . Действительно похоже на диск. Причем в слове написано, что это может быть как диск луны, так и солнца.

Однако «ṭhaṃ» — это биджа мантра луны. Поэтому, если очень хочется, то  можно сказать, что «тха» — это символ луны.

В индийском сознании солнечная энергия мощная, яростная, сжигающая. Лунная энергия мягкая, освежающая, текучая. Думаю, что Лаппа оттолкнулся тогда именно от этой концепции, а потом эту теорию стали использовать и другие.

Неошаманизм

На самом деле занятия Андрея Лаппы были всегда мощными и непредсказуемыми. Как-то раз на своей лекции он сказал, что его практика — это неошаманизм. Мне очень понравился этот термин. Хотя потом Андрей не развивал эту идею, мне кажется, что он реально шаманил.

Во время занятий он и сам входил в транс, и вводил в него большую часть занимающихся. Такой эффект давало не только сочетание напряжения в одних асанах с расслаблением в других, но и музыка, которую он использовал во время своих занятий.

Надо сказать, что ни индийские учителя йоги, ни Сидерский, никогда не включали музыку во время практики асан. Впервые я услышала музыку на классах Игоря Медведева по Трай Йоге. Но она совсем не цепляла и воспринималась просто как ненавязчивый фон.

На занятиях же Андрея Лаппы музыка реально задавала тон. Он очень хорошо подбирал композиции. Вначале практики могло звучать что-то бодрящее, в середине трансовое, в конце расслабляющее. Заниматься под музыку мне очень понравилось. Я стала делать это и дома. Более того, когда я начала преподавать йогу, то тоже начала использовать музыку.

Одно время групповые занятия асанами в студиях йоги даже не мыслились без музыки. Думаю, что в этом заслуга именно Андрея Лаппы. Хотя на Западе тоже проводили классы по йоге под музыку. Например, в Джива Мукти Йоге. Кстати, Андрей был лично знаком с Шэрон Гэннон и Дэвидом Лайфом — основателями этого направления.

Сидерский и Лаппа

Я многому научилась у обоих Андреев. В чем-то их практика была похожа, в чем-то отличалась. Оба прекрасно выполняли асаны, давали динамическую йогу, хорошо говорили и обладали яркой харизмой, притягивающей людей.

Однако в Москве на занятия к Лаппе в конце 90-х приходило меньше людей, чем к Сидерскому. У Сидерского всегда было много любителей Кастанеды, которые асаны делали не супер, зато любили поговорить о пути Нагваля.

Сидерский давал в то время практику довольно сложного уровня, но заниматься у него было проще, чем у Лаппы, потому что если что-то не получалось, то люди просто сидели и смотрели по сторонам, как в цирке.

У Лаппы же было много подводящих асан и много упрощений. То есть каждому предлагалось делать что-то на его максимальном уровне. Работать на максимуме были способны только лучшие. Поэтому у Лаппы собирался самый цвет московских йогов.

После занятия Андрея Лаппы. Конец 90-х

Чуть позже именно Андрей Лаппа сподвиг меня на преподавание Йоги и на начальном этапе помогал мне постигать азы этой деятельности. Но об этом я планирую написать в следущей главе.

Прокомментировать главу можно здесь: https://t.me/yoga2ru/975

<<<< Глава 16      Глава 18 >>>>

Оставить комментарий