Татьяна Домовцева и Лев Тетерников
Мне хотелось поехать в сентябре на семинар Сидерского, но в сентябре мне не давали отпуск на работе, поэтому, когда я увидела рекламу семинара по Йоге и Тантре в Крыму, то заинтересовалась мероприятием. Проводили его Татьяна Домовцева и Лев Тетерников. Я позвонила по телефону, указанному в рекламе, и узнала, что Татьяна проводит регулярные занятия в Москве.
Я сходила на ее урок. Ее подход к йоге и ее практика мне очень понравились. Я почувствовала в ней женщину с мощной энергетикой, и ее личность произвела на меня сильное впечатление. В то время мне хотелось встретить именно женщину-йога и учиться у нее, потому что мне стало казаться, что мужская йога развивает во мне мужские качества.
Мое женское начало или как я была «мальчиком»
Надо сказать, что в детстве у меня были проблемы с женским началом. С самого рождения я очень хотела быть мальчиком. Я одевалась как мальчик, дружила с мальчиками, радовалась, когда кто-то по ошибке называл меня мальчиком.
Однако после полового созревания гормоны пробудили во мне девушку. Я стала интересоваться противоположным полом, но мои друзья-мальчики именно в это время потеряли ко мне интерес и начали ухаживать за другими девочками. Потому что я выглядела и вела себя, как юноша, а не как девушка.
К 20 годам я осознала, что совсем не нравлюсь молодым людям, и с этим надо что-то делать. Я купила одну книжку по психологии, внимательно ее прочитала и начала воплощать советы, написанные в ней в жизнь. Прежде всего в ней писалось, что надо одеваться как женщина.
В детстве я почти не носила платья и юбки. Но после прочтения книги я выбросила все брюки и джинсы и полностью перешла на женскую одежду. Кроме того, я перестала стричься и отрастила длинные волосы. Облачившись нужным образом, я начала воплощать и другие нехитрые советы из этой книги в жизнь и в итоге стала весьма привлекательной девушкой.
Йога — мужской Путь?
Но, начав заниматься йогой, я сначала подстриглась, потому что волосы мешали мне делать асаны. Потом купила себе джинсы, потому что в них я чувствовала себя комфортней. И в конце концов заметила, что на моих руках начал появляться мужской рельеф от большого количества силовых асан, которые были в программе Сидерского.
Тогда я решила, что мне нужно найти женщину, у которой можно учиться йоге. Однако в те годы среди преподавателей йоги было очень мало женщин, поэтому я очень обрадовалась знакомству с Татьяной Домовцевой и решила поехать на этот семинар, чтобы учиться именно у нее.
Про Льва Тетерникова я тогда ничего не знала. Я спросила про него у Игоря Медведева. Игорь был с ним знаком и отзывался о нем и его практике скептически. Но я все-таки поехала, потому что в программе этого мероприятия была заявлена не только йога, но и тантра. Что такое тантра, я до конца не понимала и решила, что вот и смогу наконец-то в этом разобраться.
Щелкино
Семинар проходил на мысе Казантип в городе Щелкино на Азовском море. Городок этот маленький и скорее похож на поселок городского типа. Море окружает его с двух сторон. Поэтому, если с одной стороны море штормит, то с другой нет. И можно было выбирать, где купаться — там, где штиль, или там, где волны.
Кроме моря там были холмы и степи. Было где побродить в свободное от занятий время.
В своем дневнике я писала, что истинная Йога, а именно Единение, у меня случилось там именно с Природой. Море ласкало меня, как мужчина. Погода была переменчива, как женщина. А я была счастлива просто от того, что жила в этом месте.
Наша компания
На семинар этот приехало чуть больше 30 человек. Из них было 4 мужчин. Я поехала туда с девушкой, с которой мы занимались у Джая Кумара. Она была знакома с Леонидом Ланиным и училась вместе с ним в «Крыльях Совершенства». Из «Крыльев» была еще одна женщина. Мы сразу решили объединиться и поселиться вместе.
Самой старшей из нас было уже около 50 лет. Она была довольно опытной в йоге и хорошо знала и Татьяну, и Льва. Она сразу заприметила одного скромного молодого человека и, сказав: «Какая же Тантра без мужчины?», предложила ему поселиться на нашем балконе. Он согласился. Итак мы вчетвером жили там в обычной однокомнатной квартире. Было очень душевно и дешево. Готовили себе сами.
Практика
Основным преподавателем на этом семинаре был Лев Тетерников. Тогда ему было 56 лет. Мне он казался очень древним. Тетерников утверждал, что занимается йогой 30 лет, а я не понимала, почему за 30 лет он не стал гибким человеком? «Или, может быть, его уровень практики снизился в связи с возрастом?», — писала я в своем дневнике.
Но для Тетерникова асаны в йоге были неглавным. Более того, его Йога была Тантрической. На самом деле, в середине 90-х год Лев Иванович жил в США. Он женился на одной американке, поэтому получил американское гражданство. В США он занимался Крипалу Йогой, которую основал Амирт Десай.
Амирт Десай и Крипалу Йога
Амит Десай родился в 1932 году и в 15 лет встретил учителя Кундалини Йоги Свами Крипалвананду. Как написано в Википедии, молодой Десай начал практиковать асаны самостоятельно по картинкам с какого-то плаката. Достигнув небольших успехов, он начал обучать асанам.
Узнав, что его ученик уже учит позам, Свами Крипалвананду показал ему часть своей личной практики. Это был Спонтанный Танец, при выполнении которого тело принимало необычные сложные позы. Вот что писал об этом Амрит Десай: «Его энергия была настолько мощной, что его тело бросало через комнату, словно под влиянием какой-то силы. При этом он выполнял сложный танец, переходя из одной непростой позы в другую».
В 60-е годы Амрит Десай уехал в Америку, где стал учиться в Филадельфийском Колледже Исскуств. После его окончания он начал работать художником в текстильной фирме и преподавать йогу в свободное от работы время. Постепенно у него стало появляться все больше и больше учеников. Свое направление Амрит Десай назвал в честь своего учителя Крипалу Йога. Основной целью практики было пробудить энергию Кундалини.
На первом этапе Крипалу йога предписывала изучать асаны по определенным правилам, используя волевое усилие, на втором совершенствоваться в них, в том числе и с помощью партнера.
Третий этап Крипалу Йоги — это пробуждение Кундалини, которое на физическом уровне выражается Спонтанным Танцем, при котором движение зарождаются внутри, а тело, подчиняясь внутреннему импульсу, просто принимает различные положения, иногда даже не похожие на асаны хатха йоги.
Спонтанный Танец
Об этих трех этапах нам и рассказывал Лев Тетерников на лекциях во время своего семинара. Он очень много говорил о Кундалини, о Тантре и о Спонтанном Танце.
На этом семинаре некоторые женщины даже входили в состояние этого Спонтанного Танца. Со стороны смотрелось это странно. Они катались по полу, делали несложные асаны и принимали эротические позы. У кого-то это выглядело непристойно, но у кого-то получалось эстетично. К некоторым подходил Тетерников и помогал заходить в какие-то позы глубже.
На фотке ниже как раз такой момент. У девушки якобы начался Спонтанный Танец. Она делает что-то похожее на Собаку Мордой Вниз, а Тетерников пытается как-то ей «помочь».
У меня такого состояния не было. Хотя один раз во время лекции мне стало скучно, и я решила поделать асаны. После лекции ко мне подошёл Лев Иванович и поздравил с тем, что и у меня случился Спонтанный Танец. Но я не считаю, что это был Спонтанный Танец. Я вполне осознанно попрактиковала асаны.
Надо отметить, что практика асан на этом семинаре была довольно слабая. Сначала Лев Иванович ловил «поток», то есть входил в Измененное Состояние Сознания.
Потом он начинал асаны делать. Но остальные могли еще к этому времени не поймать свой поток, поэтому они просто смотрели на него.
Мне на таких занятиях не хватало четких указаний и элементарной дисциплины. Я поняла, что спонтанность — это не мое.
Путь Воина и Путь Ведьмы
На своих лекциях Тетерников рассказывал о Йоге и Тантре. Он говорил, что Йога подразумевает волевое усилие, и те, кто занимается Йогой, идут по Пути Воина. Думаю, что термин «Путь Воина» был взят из учения Карлоса Кастанеды. В то время оно было в моде. На этом семинаре Татьяна Домовцева даже давала упражнения из Тенсегрити.
Тантра же, по словам Тетерникова, подразумевала сдачу себя чему-то высшему. Однако он не рассматривал индийскую Тантру. Он почему-то говорил о какой-то религии ведьм, вышедшей из язычества и существовавшей в Средние Века. Он утверждал, что ключевым моментом этой религии была сдача себя Святому Духу. И таким образом, альтернативой Пути Воина у него получался Путь Ведьмы.
Женщины, участвовавшие в семинаре, были готовы стать ведьмами. Лев Иванович критиковал методы Сидерского, утверждая, что его подход развивает эгоизм. Однако после лекций Тетерникова, я поняла, что Тантра — не мой путь, и мне лучше учиться у Сидерского.
Итоги поездки
Несмотря на то, что я не прониклась Тантрой, я хорошо провела время в приятной компании. Мы много общались, гуляли по окрестным холмам, купались в море, делали друг другу массаж, ходили в баню. Какие-то парные якобы тантрические практики тоже были. Мы сидели друг на против друг друга, смотрели в глаза, задавали какие-то вопросы, пытались чувствовать друг друга. Но эти практики меня не впечатлили.
Асаны мы делали несложные, но в этом плане польза для меня была. К примеру, Лев Иванович очень хорошо объяснил, как надо проворачивать тазовые кости при выполнении Прасарита Падоттанасаны (наклона стоя с широко разведенными ногами). Этот прием он назвал почему-то «открытие глаза Будды». Не понятно, почему тазовые кости — это глаз Будды, но после его образных наставлений у меня пошёл заметный прогресс во всех наклонах.
С Татьяной Домовцевой, увы, не получилось наладить контакт. На этом семинаре она была на вторых ролях и лишь иногда проводила занятия очень простого уровня, давала какие-то не совсем йогические практики и посвящала в Рейки.
Больше всего мне понравилось само место. Именно здесь на Казантипе около г. Щелкино, через несколько лет я проведу свой первый выездной семинар по йоге.
Прокомментировать главу можно здесь: https://t.me/yoga2ru/953