Преподавать йогу или нет?
Я всегда считала себя интровертом, которому комфортно быть наедине с собой и не интересно проявлять себя на публике. Думаю, именно поэтому я хорошо развивалась в асанах. Мне несложно было заниматься регулярно одной дома. Не было потребности в компании.
Когда в книге Виктора Бойко «Йога — искусство коммуникации» я прочитала, что не всем практикующим йогу надо становиться преподавателем, то решила, что это про меня. Мне нравилось делать асаны, они у меня хорошо получались, при этом желания делиться своими знаниями с другими у меня не было.
Через какое-то время Игорь Медведев объявил на своем занятии, что он хочет начать подготавливать преподавателей йоги. Он даже лично спросил у меня, не хочу ли я записаться на его курс. Я подумала, почему бы и нет? Ведь можно будет узнать много нового для себя, и не обязательно при этом становиться преподавателем.
Но группа в тот раз не набралась. Игорь сказал, что кроме меня в итоге никто не записался. Большого спроса на эту деятельность в конце 90-х не было. Курсы подготовки преподавателей йоги проводились тогда только в Центре Йоги Айенгара.
Подготовка преподавателей йоги в Центре Айенагра
На одном из занятий Игоря Медведева я познакомилась с Татьяной Толочковой. Те, кто занимается Йогой Айенгара, хорошо знают это имя. Долгое время она преподавала Йогу этого направления, как в России, так и в Индии. Сейчас, увы, ее уже нет в нашем Мире.
Тогда она только начинала заниматься йогой, но тоже, как и я, быстро развивалась в асанах. Мы вместе ходили на семинары Андрея Сидерского и Андрея Лаппы. Она тоже купила кассеты по Аштанга Виньяса Йоге и увлеклась этой практикой.
Мы с ней подружились. Она много рассказывала о своем муже, искренне восхищаясь им. Она описывала его, как умного и красивого мужчину. Говорила, что именно под его влиянием она начала интересоваться йогой.
Ее мужем был тогда Михаил Константинов. Через какое-то время он тоже стал приходить на занятия к Игорю Медведеву. Михаил сильно отличался от всех остальных. У него была какая-то деловая хватка. Он не только хотел заниматься сам, но и думал о развитии йоги в глобальном масштабе.
Однако он считал, что сам еще не готов преподавать йогу. Поэтому он решил, что преподавателем должна стать его жена. Именно он послал ее на курсы подготовки преподавателей йоге в Центр Йоги Айенгара.
Помню, как мы пошли с Таней записаться на курсы вдвоем, и там нам сказали, что на эти курсы берут только тех, кто занимается именно йогой Айенгара. Тогда мне это показалось странным. Я думала, что все стили йоги приблизительно одинаковые, и если человек уже умеет делать асаны, то не имеет значения, в каком стиле он занимается.
Сейчас я согласна с тем, что надо учиться на преподавателя в том стиле, в котором ты развиваешься. К нам на курс «Ачарья» иногда приходят люди, которые занимались до этого Йогой Айенгара. Меня это очень удивляет, хотя, если они умеют делать те асаны, которые есть в нашей тестовой системе, мы берем их на курс.
В то время я была не готова ходить на Йогу Айенгара. Даже не могу сейчас вспомнить почему. Татьяна в свою очередь согласилась. Она начала регулярно заниматься Айенгар Йогой, и через какое-то время ее взяли на курс по подготовке преподавателей. Насколько я помню, сертификат преподавателя она получила в конце 1998 года.
Интенсивная личная практика и ее результаты
В 1998 году у меня тоже произошли изменения. В апреле я уволилась из газеты «Российские Вести», летом прошла курсы компьютерной верстки, а октябре устроилась на работу в журнал «Юридический Консультант». Там у меня было много мелких задач, в том числе я верстала полосы этого журнала. График работы в «Юридическом Консультанте» был обычный, поэтому я больше уже не могла заниматься йогой в Культурном Центре при Индийском посольстве.
По утрам я занималась дома по видеокассетам с Паттабхи Джойсом, по вечерам либо ходила на занятия к Игорю Медведеву, либо сама занималась дома. Я перестала общаться с друзьями, не ходила ни в театр, ни в кино. Все это казалось мне потерей времени.
Занималась я с большим рвением. В то время в йогических кругах было мнение, что практиковать надо так, чтобы каждый день был прогресс, чтобы завтра получалось лучше, чем сегодня. Сейчас я понимаю, что это неверное стремление. Даже профессиональные спортсмены, поставив мировой рекорд, не всегда его могут повторить. Особенно на следующий день. Стремясь каждый день к максимальному результату легко получить травму. У меня травмы тоже были.
Как я освоила Хануманасану
Помню, как я освоила Хануманасану — продольный шпагат. Впервые эту асану я попробовала сделать на занятиях Джая Кумара. Получилось плохо. До пола оставалось большое расстояние, и я подумала, что делать эту асану мне рано.
Как вы уже знаете, в то время я регулярно практиковала Аштанга Виньяса Йогу. В основном первый уровень. Хануманасаны на этом уровне нет. Но как-то раз дома с утра я решила сделать эту асану. И она у меня получилась, то есть на обе ноги я опустилась тазом до пола.
Я была удивлена и обрадована. Вечером я решила повторить. Однако, когда я выполняла Хануманасану на первую ногу, в ней что-то щелкнуло, появилась боль. Эту боль я чувствовала еще полгода, поэтому не делала эту позу. На вторую ногу тоже не делала, чтобы не создавать асиметрии в теле.
Через полгода все зажило. Я сделала на первую ногу Хануманасану, перешла к другой стороне. Теперь в этой ноге что-то щелкнуло. Еще полгода болело. После у меня на обе ноги Хануманасана получалась довольно легко.
Не могу сказать, что этот вариант развития мне понравился. В то время Самаконасану — поперечный шпагат — я еще не делала. После печального опыта освоения Хануманасаны я не спешила с освоением Самаконасаны. На освоение этой позы у меня ушло 5 лет.
Мой первый сертификат преподавателя йоги
Но вернемся в 1998 год. Накануне дня рождения Айенгара мне позвонила Татьяна Толочкова и пригласила на празднование 80-летия Айенгара. Уже не помню точно, где оно проходило. Я встретила там одну женщину, с которой мы вместе занимались у Джая Кумара. Она спросила, почему я больше не хожу на занятия. Я объяснила, что у меня поменялся график работы.
Она мне рассказала, что Джая Кумар начал выдавать своим ученикам сертификаты, дающие право преподавать йогу. Для того, чтобы его получить, надо было провести полное занятие для своих же согруппников. Если Джая Кумару нравилось, как ученик поводит класс, то он выдавал сертификат.
Я не очень хотела становиться преподавателем йоги, но подумала, почему бы не получить такой сертификат. Я подъехала после работы к концу занятия в Культурном Центре, встретилась с Джая Кумаром, и он назначил мне день, когда я могу провести класс.
На своей работе я договорилась уйти в тот день пораньше. Я подготовилась к занятию: составила план последовательности, продумала, какие слова лучше говорить. Когда я приехала в Культурный Центр, Джая Кумар сказал, что хочет, чтобы я провела Аштанга Виньясу, потому что ему самому интересно посмотреть, что это за практика.
К такому повороту событий я не была готова. В зале было много людей пенсионного возраста. Аштанга Виньяса с большим количеством прыжков и отбросов ног назад не подходит пожилым людям. Но я адаптировала практику: упростила виньясы, убрала сложные позы, но при этом оставила канву последовательности.
В итоге пенсионеры тянули программу. Им все понравилось. После занятия мне задавали вопросы. Я на них отвечала. Говорили мы, конечно, на русском, и наш учитель почти ничего не понимал. Однако в конце он сказал, что я молодец. Смогла не только занятие провести, но и ответить на все вопросы. Через какое-то время он выписал мне сертификат.
Любопытно, что в сертификате написано, что я обучалась в Культурном Центре с 1998 по 1999 год. Однако именно в это время я туда почти не ходила. Я занималась там раньше, с 1995 по 1998 гг. Но такова индийская ментальность. Точные даты неважны. Проще написать всем одинаковые даты.
Михаил Константинов иногда тоже ходил на занятия к Джая Кумару. Узнав, что я получила такой сертификат, он тоже хотел провести занятие в Культурном Центре и получить право преподавать йогу. Однако Джая Кумар сказал, что не часто видел Михаила на занятиях, поэтому не может быть уверен, что он будет преподавать так, как он.
Как Андрей Лаппа повлиял на мое преподавание йоги
Получив сертификат, я не планировала обучать йоге. Я продолжала заниматься в качестве ученика. Михаил Константинов же пытался развивать йогу, как мог. Как-то раз он организовал семинар Андрея Лаппы в Москве. Для этого он арендовал зал в школе, в которой сам когда-то учился.
После семинара мы ехали на машине втроем: Андрей Лаппа, Михаил Константинов и я. В ходе беседы речь зашла об организации Йога Центра. Михаил говорил Андрею, что он очень хочет открыть свой Центр Йоги именно в той школе, где проходил семинар, и ему нужны преподаватели. Один у него уже есть — это его жена, которая закончила курсы подготовки преподавателей йоги Айенгара. Вторым преподавателем он видит меня, потому что у меня тоже есть сертификат преподавателя, но я почему-то отказываюсь.
Андрей поддержал идею Михаила и начал говорить, что мне надо обучать йоге. Он спросил, почему я не хочу это делать. Я ответила, что считаю, что я не лидер по натуре и не готова вести за собой людей.
Кого можно считать Лидером?
На это Лаппа мне ответил, что лидер — это не только тот, кто ведет за собой людей, но и тот, кто просто вырвался вперед. Люди уже оказались позади него, поэтому он лидер. Ведь действительно, во время соревнований того, кто бежит впереди всех, называют лидером. При этом у него нет задачи вести всех куда-то. Просто он бежит лучше всех, и уже этим задает тон.
Лаппа сказал, что в этом смысле слова я уже готовый лидер. Асаны у меня получаются хорошо. Более того, он сам заинтересован, чтобы в Москве развивалась не только Йога Айенгара, но и динамические практики йоги, которым он обучает. Он считал меня своей ученицей и был заинтересован, чтобы я обучала йоге в его ключе. Он говорил мне: «Если не ты, то кто будет в Москве вести Динамическую Йогу?».
Михаил и Андрей вдвоем стали убеждать меня, что преподавать йогу — это мой Дхармический Долг, и я повелась на эти громкие слова.
Преподавание Йоги и публичные выступления
На самом деле в моей психике есть две тенденции. С одной стороны у меня есть желание не высовываться, спрятаться, жить, как черепаха в своем панцире. С другой стороны, когда мне говорят, что я нужна, что без меня не обойтись, во мне просыпается герой, и я готова совершить подвиг. Проведение занятий по йоге — это, конечно, не подвиг, скорее — это публичное выступление.
С детского сада мне поручали читать стихи, потому что у меня это неплохо получалось. Помню, как в школе, во время репетиции какого-то мероприятия, на котором мне надо было прочитать стих, я сбивалась и паниковала. Учительница, руководящая подготовкой, даже хотела заменить меня. Но когда во время праздника я вышла на сцену и увидела полный зал внизу, то ощутила какой-то внутренний подъем.
У меня словно крылья выросли за спиной. Я чувствовала себя парящей над этим залом. Я отрыла рот, и речь полилась рекой. Руководительница мероприятия осталась в восторге. После этого меня всегда ставили на чтение стихов. Я не любила это делать, но всегда всё проходило очень хорошо. Когда меня ставили в центр внимания и направляли на меня софиты, то появлялась какая-то внутренняя сила, которая спала в обычном состоянии.
С проведением занятий по йоге я чувствую что-то подобное. Мне никогда не хотелось их проводить. Я начала вести их из чувства долга. Но когда я оказываюсь перед людьми, готовыми меня слушать, то у меня все получается. Находятся нужные слова, и я довольно уверенно чувствую себя на месте преподавателя.
Советы Андрея Лаппы
На самом деле мне сильно помогли советы, которые дал мне Андрей Лаппа, когда я согласилась проводить занятия по йоге. Он сказал мне, что самое главное — это правильно настроить себя перед занятием. Важно выключить свое эго и представить себя проводником энергии, которая идет через наших учителей от самого Шивы, ибо именно он первый учитель йоги.
Даже сейчас я волнуюсь перед проведением занятия. Это волнение подобно тому, которое было перед любым публичным выступлением. Я боюсь опозориться, опасаюсь, что не смогу быть на высоте. А что корень этого волнения? Мое эго.
Когда я сажусь на коврик перед учениками и закрываю глаза, я пытаюсь убрать свое эго из процесса и призвать Высшие силы. Я читаю в уме мантры, представляю своих учителей и благодарю их за знания. Я прошу самого Шиву, чтобы он сделал меня проводником своей энергии во время занятия. Мне лично это очень помогает сосредоточиться на учениках, на процессе обучения и не волноваться.
Второй совет Лаппы заключался в том, что во время настройки на практику надо почувствовать, что все пространство пронизано единой энергией, объединяющей учителя и учеников. Тогда, подобно тому, как центральная нервная система через периферическую управляет ногами и руками, я смогу, показывая асаны, помогать своим ученикам делать асаны лучше, чем обычно.
Многие ведь отмечают, что во время групповых занятий асаны получаются лучше, чем дома. Может быть именно за счет этого тонкого поля. Которое в любом случае формируется, но если мы делаем это осознанно, то сила его возрастает.
Еще Андрей советовал мне сразу проводить занятия так, будто передо мной много учеников. Дело в том, когда человек работает на большую аудиторию, то он громче и четче произносит слова. Они звучат весомее и люди больше им доверяют. Соответственно те, кто пришёл к такому преподавателю, будут рекомендовать его своим друзьям и знакомым.
Этот третий совет хорошо работает и тогда, когда идет спад занимающихся. Именно в этот период надо держать планку и проводить занятие на высоком уровне.
Прокомментировать главу можно здесь: https://t.me/yoga2ru/995