Глава 12. Две популярные книги по йоге, изданные в 60-е годы и их авторы

Полная иллюстрированная книга Йоги.

Как я уже писала, я около года занималась асанами по статье из «Науки и Жизни» и по книге Лахманчуна «Эта замечательная йога».

Второй книгой с описанием асан для меня стала «Полная иллюстрированная книга йоги» Свами Вишнудевананды. Судя по выходным данным, на русском языке эта книга была подписана в печать в марте 1990 года. То есть еще при жизни автора.

Книга была издана на очень плохой бумаге. Печать тоже была не супер. Главы, в которых описывалась философия йоги, теория трех тел и пяти оболочек, я прочитала с большим удовольствием. Отдельная глава была посвящена различиям между упражнениями йоги и физкультурой. Это тоже было интересно. Но вот главы, в которых описывались асаны, меня разочаровали.

Дело в том, что в этой книге были рисунки с изображением человека в асанах, а не фотографии. Позы были непростые, и мне не верилось, что они действительно изображают то, что может сделать человек. К тому же некоторые положения смотрелись криво, и я думала, что здесь что-то не так. Может художник что-то напутал? Нарисовал не под тем углом?

Как вы уже поняли, я была девушкой недоверчивой. Я не верила картинкам, считая, что нарисовать можно, что угодно. Сейчас я знаю, что в оригинальной книге на английском языке рисунков нет. Там для иллюстраций использованы фотографии молодого Свами Вишнудевананды в асанах. Почему в русском издании 1990 года фото были заменены рисунками, я не знаю.

В 2019 году я прошла в Индии курс подготовки преподавателей Шивананда йоги в традиции Свами Вишнудевананды. Там я купила эту книгу на английском языке. В ней большие фотографии хорошего качества.

Кстати, первое издание этой книги было в 1960 году. То есть она была издана на 6 лет раньше «Йога Дипики» Айенгара.

Был ли Свами Вишнудевананда учителем музыкантов группы «Beatles»?

В учебнике курса для преподавателей Шивананада Йоги, который мне выдали в Ашраме, написано, что Свами Вишнудевананда подарил «Полную иллюстрированную книгу» музыкантам группы «Beatles».

Они встретились на Багамских Островах в 1965 году. Свами джи в это время строил  Ашрам на Багамских островах, а музыканты тогда снимали там свой фильм «Help». Когда Ринго Стар полистал эту книгу, он сказал: «Я и на ногах-то плохо стою, не то, что на голове».

На ногах Ринго плохо стоял, потому что во время съемок фильма музыканты сильно увлекались курением марихуаны. А Ширшасана произвела на музыкантов настолько сильное впечатление, что в одном эпизоде фильма «Help» появился индиец, стоящий на голове.  Это, конечно, не Свами Вишнудевананда, хотя очень похож на него.

Это кадр из фильма «Help». 1965 г.

Известно, что Джордж Харрисон довольно серьезно увлекался индийской философией и культурой. А вот практиковали ли музыканты асаны, никто точно не знает. Но есть одна любопытная фотография.

Подпись на фото: Свами Вишну Девананде с Любовью и Миром от Джона Леннона и Йокко Оно.

Думаю, что сделано это фото в 1969 году во время их «постельного протеста» против войны во Вьетнаме. Это фото я нашла в Инстаграме на странице Ашрама Шивананда Йоги на Багамах. Там уверяли, что это не фейк, и оригинал хранится в Аршаме. Так что Свами Вишнудевананда и его книга в 60-70 годах прошлого века были очень популярны.

Конечно, если полистать книгу, то можно придраться к выполнению некоторых асан. Не все они выполнены ровно. К примеру, в Эка Пада Раджакапотасане виден сильный перекос тела.

Слева рисунок из русского издания. Справа фото из книги на английском.

Но в то время, когда была написана эта книга, в индийской йоге не уделялось большое внимание отстройкам и правкам в асанах. Идею необходимости выравнивать тело привнес в умы западных адептов йоги Б.К.С. Айенгар. Он тоже написал книгу по асанам, которая называется «Йога Дипика».

Б.К.С. Айенгар и его Йога

«Йога Дипика»

Слово «дипика» (dīpikā) на санскрите означает и «свет», и «фонарь». То есть название «Йога Дипика» можно понимать двояко. С одной стороны это свет, который проливается на йогу, то есть «Прояснение Йоги». С другой стороны Йога — это фонарь, который проливает свет на саму жизнь. Поэтому очень разумно, что переводчик оставил и санскритское название.

Ко мне эта книга попала довольно необычным образом. Дело в том, что мой приятель, о котором я уже не раз упоминала в своих воспоминаниях, работал на фармацевтическом складе. Как-то раз его сотрудница завезла туда большое количество упакованных книг, забив им все свободное пространство.

Сначала мой друг жаловался, что эти книги мешают ему перемещаться по помещению. Потом из любопытства он вскрыл одну упаковку. В ней оказались книги по йоге. Из вредности он унес всю эту пачку к себе домой и подарил ее мне. Это оказалась «Йога Дипика» Б.К.С. Айенгара. Хозяйка этих книг пропажу не заметила.

Таким образом, у меня появилась не одна, а сразу несколько книг «Йога Дипика». Лишние книги я раздарила тем, кто со мной занимался у Джая Кумара.

Дома я пробовала заниматься по этой книге, но программа Айенгара показалась мне очень сложной. Поэтому я стала просто выбирать какие-то отдельные асаны и добавлять их в свою домашнюю практику.

Мне нравилось, что в книге были именно фото реального человека. То есть я понимала, что так точно можно сделать, и это меня очень вдохновляло.

Я внимательно смотрела на Айенгара в какой-то позе, пробовала ее сделать. Если у меня не получалось, то я представляла свое тело в этой асане. То есть я выполняла позу, в том виде, как у меня получалось на тот момент и представляла свое тело в той глубине, как это делал Айенгар на фото.

Этот метод визуализации мне очень сильно помогал. Хотя, безусловно, все асаны, показанные в книге, мне освоить не удалось, поэтому мне захотелось заняться Йогой Айенгара под руководством учителя. И одна девушка из нашей группы в Культурном Центре, когда я подарила ей книгу Айнегара, сказала, что занимается по его методике в закрытой группе.

Попытка заняться Йогой Айенгара и первое впечатление от этой практики

Занятия проходили в помещении театра. Вела йогу актриса этого театра Лариса Данилина. Попасть на урок можно было только, если кто-то из уже занимающихся тебя туда приведет, потому что людей с улицы во внутреннее помещение театра не пускали.

Помню, была холодная зима. Я договорилась с этой девушкой встретиться на улице около м. «Арбатская». Я прождала ее около получаса на морозе, но она не пришла, и я уехала домой.

Потом я ее встретила на занятии у Джая Кумара. Она сказала мне, что заболела в тот день. Обещала, что проводит меня к Ларисе Данилиной как-нибудь потом. Но это потом не случилось, потому что она перестала появляться в Культурном Центре. Наверное, полностью переключилась на Айенгар Йогу.

И только через 5 лет после этого случая я попала на занятие по Йоге Айенгара. Однако на уроке преподавательница довольно сильно придиралась ко мне. Говорила, что я почти все асаны делаю неправильно, потому что у меня от природы очень гибкое тело. На самом деле, те асаны, которые мы тогда делали, я осваивала годами, и точно это была не природная гибкость и не гипермобильность.

Мне не понравилось, что все объяснения были от противного. Говорилось: «Посмотрите, вот это сделано неправильно. Вот здесь и здесь ошибка». После такого занятия я почувствовала себя очень подавленной и долгое время не ходила на Йогу Айенгара.

Но потом я была еще на паре-тройке классов по Йоге Айегара. Каждый раз после занятия я понимала, что это не мое, но какие-то ценные для себя моменты все-таки замечала и использовала потом в личной практике.

Айенгар в Москве

А один раз в 2009 году я даже занималась у самого Айенгара. Он приехал тогда в Москву со своими внуками по приглашению Yoga Journal.

Айенгар и Мария Шифферс (дочь Ларисы Данилиной) на Йога Конференции в Москве. 2009 г.

Айенгар тогда произвел на меня очень хорошее впечатления. Я писала о нем и об этом событие в своем Живом Журнале. Приведу цитату:

«Сходила на конференцию Yoga Journal, которую проводил Б.К.С. Айенгар. Он, конечно, Йогин с большой, даже с Огромной буквы. В свой 91 год он полон сил и энергии. Причем сила его мягкая и пушистая. Даже когда он строго говорит своим внукам, что все асаны они делают неправильно, он производит впечатление доброго и веселого человека.

Вероятно, он действительно вышел на высокий уровень осознания. Он ведет себя как настоящий индийский Гуруджи на даршане: рассуждает о йога сутрах Патанджали, о взаимосвязи асан с пятью первоэлементами и пятью состояниями Праны.

Но, несмотря на то, что Гуруджи мне понравился, если бы в мире Йоги существовала только школа Айенгара, я бы не занималась йогой. Мой мозг не в состоянии выдержать то обилие информации, которое Айенграр предлагает удерживать в уме при выполнении базовых асан. За три часа практики асан мы сделали только Тадасану, Уттхита Триконасану, Паршва Конасану под два раза и по одному разу Ардха Чандрасану и Уттанасану.

Долго позы мы не удерживали. Мы разбирали, как их правильно выполнять. Но я не в состоянии думать о положении ногтей больших пальцев ног, натягивать кожу вверх на лодыжках, заворачивать внутренние бедра в одну сторону, а наружные в другую, тянуться рукой до полярной звезды и разворачивать юбку стопы.

Заниматься Пранаямой, лежа на спине на трех одеялах, положенных ступенькой, мне тоже не хочется. Но это все дело вкуса. Его система мне не подходит, но его слова, его личность, его аура вдохновляют на дальнейшую практику Йоги!»

Пропсы Айенгара

На эту конференцию Айенгар привез довольно любопытное приспособление для выравнивания тела в асанах. Он показал, как с помощью него выполнять Сарвангасану тем, у кого серьезные проблемы с шеей.

И, конечно же, не обошлось без Уттхита Триконасаны. Говорят, что он каждый год в Пуне заявлял, что наконец-то понял, как лучше делать эту асану. На конференции же он показал, как надо выполнять Триконасану с помощью своего пропса. Человек должен встать около брусьев и выравнивать тело в одну плоскость.

А даже сняла видео этого момента. Правда, звук очень плохой.

Не спорю, выравнивать тело с помощью такого инструмента легче, чем без него. Но, основное в йоге это ведь не ровное тело, а развитое сознание. Мне кажется, что Айенгар пытался передать всем тонкие нюансы собственных ощущений в асанах. Поэтому и он использовал так много слов, чтобы хотя бы что-то смогло дойти до сознания его учеников.

Не зря его направление называется Йога Айенгара. То есть это союз Айенгара с Высшей реальностью. Если мы, выполняя асану, начнем следовать его указаниям, то мы приблизимся к его состоянию при выполнении этой позы, но если мы просто уведем внимание внутрь, то сможем открыть собственную реальность в этой позе, таким образом нащупывая свой путь к состоянию Йоги. Разве не на это нацелена практика асан?

Я не считаю, что асаны надо делать криво, но и выравнивать их с маниакальной точностью с помощью громоздких приспособлений это тоже перебор. Как всегда, Истина где-то посередине. Причем, каждый чувствует эту середину в разном месте.

Прокомментировать главу можно в моем Телеграм-канале: https://t.me/yoga2ru/835

<<<< Глава 11    Глава 13 >>>>

Оставить комментарий