Сурья Намаскар
После медитации была Шавасана на 5 минут. Потом мы выполняли динамический комплекс, состоящий из неглубоких прогибов, наклонов и широких шагов. Думаю, что многие уже поняли, что мы делали Сурья Намаскар.
Сурья Намаскар или Сурья Намаскара? Как правильно?
Иногда индийские учителя называют этот комплекс Сурья Намаскара (sūrya namaskāra). Поэтому пытливые ученики задают вопрос: «Как же правильно: Сурья Намаскар или Сурья Намаскара?». Ответ: «Оба варианта верные. Все зависит от того, на каком языке мы говорим».
Санскрит и хинди — языки имеющие общую систему записи, называемую деванагари. Однако правила чтения в этих языках немного разные. Одним из отличий является правило чтения короткой буквы «а» в конце слова. В хинди в конце слова она не читается, а в санскрите читается. Так появились два варианта произношения названия этой техники. Я привыкла к первому варианту, поэтому буду использовать его.
Сурья Намаскар из Шивананда Йоги
Надо отметить, что Сурья Намаскар не была описана в средневековых книгах по хатха йоге. О ней не говорилось в статье «Хатха Йога, что мы можем взять из нее», по которой я занималась самостоятельно в первые месяцы моей практики. На уроках Джая Кумара Свамишри я впервые познакомилась с этой техникой.
Во многих школах Йоги в Индии Сурья Намаскар считается простой последовательностью, которую дают начинающим. Мне же на занятиях Джая Кумара сложнее всего давалась именно Сурья Намаскар.
Через 3-4 круга я уже уставала, а мы делали 12 кругов. После выполнения этой практики я думала: «Уф! Самое сложное закончилось».
Почему же то, что преподносится, как самое простое, давалось мне с большим трудом? Думаю, что основная задача Сурья Намаскар — развить гибкость и выносливость. Гибкость к тому времени мне уже удалось развить, занимаясь асанами самостоятельно, а вот над выносливостью я поначалу совсем не работала.
Джая Кумар Свамишри давал нам Сурья Намаскар из Шивананда Йоги. У меня сохранились фото, как я выполняла эту последовательность в 2005 году.
Конечно, на этих фото я делаю довольно глубокие прогибы из положения стоя. Начинающим так делать не надо. Достаточно просто вытягивать руки вверх. В наклоне стоя не все смогут опустить ладони на пол при прямых ногах в коленях. Тогда колени надо согнуть. В Собаке Мордой Вниз (положение 8) не у всех опустятся пятки на пол. Можно их держать поднятыми или согнуть ноги в коленях.
В группе Джая Кумара все делали подобную последовательность по мере своих возможностей. То есть у разных людей глубина выполнения была разной. Но выполняли мы асаны в одном темпе, который задавал нам наш учитель.
12 положений тела в этом комплексе символизируют 12 знаков зодиака, которые проходит Солнце за год, хотя четкой связи какой-то асаны с каким-то конкретным знаком зодиака не существует.
12 мантр Сурья Намаскар
Иногда мы делали Сурья Намаскар с мантрами. Перед каждым кругом читалась одна мантра. И таким образом мы выполняли 12 кругов.
Некоторые учителя предлагают делать эту Сурья Намаскар, повторяя одну из 12 мантр в одном положении тела. Это тоже хороший подход. Ведь в этом комплексе 12 асан.
- oṃ mitrāya namaḥ — Поклон Другу
- oṃ ravaye namaḥ — Поклон Сияющему
- oṃ sūryāya namaḥ — Поклон Солнцу
- oṃ bhānabe namaḥ — Поклон Блистающему
- oṃ khagāya namaḥ — Поклон Идущему по Небу
- oṃ pūṣṇe namaḥ — Поклон Питающему
- oṃ hiraṇyagarbhāya namaḥ — Поклон Золотистому Эмбриону
- oṃ marīcāye namaḥ — Поклон Лучистому
- oṃ ādityāya namaḥ — Поклон Изначальному
- oṃ sāvitre namaḥ — Поклон Оживляющему
- oṃ arkāya namaḥ — Поклон Яркому
- oṃ bhāskarāya namaḥ — Поклон Светящему
Послушайте, как звучат эти мантры:
Это не единственный вариант Сурья Намаскар. В каждой Школе Йоги может быть своя вариация. Даже внутри Шивананда Йоги есть небольшие отличия в этих последовательностях. Некоторые преподаватели дают после широкого шага сразу Адхо Мукха Шванасану, а не Дви Пада Прасанасану.
В Сурья Намаскар может быть меньше или больше, чем 12 положений тела. Но в любом случае это сочетание неглубоких прогибов и наклонов с широкими шагами. При этом движения согласуются с дыханием. На вдохе выполняются прогибы и широкие шаги назад, на выдохе наклоны и широкие шаги вперед. Иногда в каких-то положениях добавляется задержка дыхания. Если человек не может дышать в темпе движения, то надо начинать движение на вдохе или выдохе, согласно указаниям.
Последовательность асан
После Сурья Намаскар мы выполняли асаны. До этого я привыкла делать комплексы по неделям. Так именно рекомендовал и Воронин в своей статье, и Лахманчун в своей книге, и ученицы Гуру Ар Сан Тэма. Мне казалось это очень логичным. Думалось, что таким образом за неделю что-то новое осваивается, чтобы на следующей можно было делать более сложные позы. Конечно, на первом этапе у меня так и было. Но рано или поздно при таком подходе человек упирается в свой потолок и что-то принципиально новое за неделю освоить уже не может.
Джая Кумар же не предлагал комплексы на неделю. Каждое занятие было уникальным. Вот, что я писала про его занятия в своем дневнике: «В нашем арсенале есть ряд упражнений, и мы их чередуем, как душе нашего учителя будет угодно. Хотя, конечно, всегда сначала делаются асаны стоя, потом перевернутые позы, после позы лёжа, потом наклоны вперёд и прогибы назад, в конце скручивания и позы на равновесие. Ширшасана (стойка на голове) предлагается, как самая последняя поза. Но мне кажется, что логичней было бы включить её в блок перевёрнутых поз».
Сейчас я понимаю, что выше описана схема выполнения асан, которая используется в Шивананда Йоге в традиции Бихарской Школы. В традиции, которая идет от Свами Вишнудевананды, Ширшасану поставили именно туда, куда я и хотела, то есть к перевернутым асанам.
Приведу еще одну цитату из моего дневника: «Учитель наш отдает предпочтение определенным асанам. Их мы делаем каждый раз, а другие время от времени, и мы их не отрабатываем».
Немного о Ватаянасане
Позы, которые мы делали «время от времени» были непростыми. К примеру, именно он на своих занятиях научил меня Ватаянасане (vātāyanāsana).
Эта асана подразумевает хорошую подвижность в тазобедренных суставах. Для тех, у кого нет этой подвижности, она травмоопасна. Думаю, что именно поэтому Джая Кумар эту асану часто не давал.
В книге Айенгара «Прояснение Йоги» эта асана переведена, как «поза лошади». Если дословно разбирать перевод «vātāyana», то здесь первая часть — «vāta» — означает «воздух», вторая — «ayana» — означает «движение».
В хинди, кстати, слово «ватаяна» часто употребляется и означает «форточка», «маленькое окошко для вентиляции помещения», то есть место, через которое двигается воздух. Причем здесь тогда лошадь?
На самом деле, Ватаяна — это имя мифического коня, который двигался по воздуху. Мы ведь можем назвать коня «Вихрь»? Вот и Ватаянасана — это поза Вихря, но «Вихрь» — это имя лошади.
Как не надо осваивать Падмасану
Не все могли позволить себе йогу в Культурном центре, потому что занятия начинались, когда у многих еще шёл рабочий день. Мой друг, с которым мы ходили к ученицам Гуру Ар Сантэма, не смог прийти ни на одно занятие Джая Кумара Свамишри. Хотя именно он дал мне телефон Культурного Центра.
Правда, я думаю, что большого интереса к йоге у него не было. Он просто хотел быть рядом со мной, поэтому разделял в какой-то степени моё увлечение.
Помню один забавный случай. Падмасана (поза лотоса) в то время считалась визитной карточкой йога. У меня она получалась легко, у него нет. Следующий Новый Год мы с ним встречали вдвоём. Он купил бутылку коньяка. Я к тому времени считала себя серьезным йогом, поэтому полностью отказалась от спиртного.
Он выпил эту бутылку один и решил показать мне, что тоже йог. Алкоголь притупил ощущения и придал решительности. Он сделал позу лотоса и даже какое-то время посидел в ней. Однако на следующее утро он ходил с трудом и больше уже никогда и никому не показывал Падмасану.
Другие асаны он после этого осваивать не решился. Хотя именно благодаря ему ко мне попала «Йога Дипика» Айенгара. Но об этом в следующей главе.
Прокомментировать главу можно здесь: https://t.me/yoga2ru/833