Глава 10. Випашьяна

Медитация или saṃyama

После мантры «om saha nāvavatu» мы переходили к медитации или точнее к техникам концентрации. Дело в том, что «медитация» — это западный термин, означающий «размышление». Индийские техники сосредоточения немного другие, но так исторически сложилось, что слово «медитация» используется для индийской «самьямы» (saṃyama).

Если углубиться в этимологию слова «saṃyama», то дословным переводом будет слово «с контролем». Когда индийцы объясняют это слово, то пишут, что это сдержанность или самоконтроль.

Saṃyama состоит из трех этапов: dhāraṇā, dhyāna, samādhi. Мы выполняли техники dhāraṇā, то есть концентрации или удерживания внимание на каком-либо объекте.

Когда я только начала заниматься в Культурном Центре, этим техникам много времени не уделялось. Джая Кумар Свамишри предлагал нам на выбор два объекта концентрации: мантру «ОМ» или наблюдение за дыханием. Выполняли мы это около 10 минут.

Но постепенно Джая Кумар начал увеличивать время нашей дхараны, перенося начало занятия на более ранее время. То есть постепенно уроки стали начинаться ближе к 16.00.

Кроме того, он ввел еще одну новую технику, которую называл Випашьяна. Слово было для меня новым, и я записала его в своем дневнике, чтобы не забыть.

Випассана

Потом через несколько лет к нам в Россию пришла Випассана, как буддистская практика. Я была на 10-ти дневном курсе, где давали эту технику. Там были две ключевые практики — Анапана — наблюдение за дыханием и Випассана — наблюдение за ощущениями в теле.

Я была сильно удивлена, когда на том курсе поняла, что давно уже знакома с Випассаной, хотя и немного под другим именем. Тогда я подумала, что может быть плохо расслышала название техники. Но позднее я узнала, что  Випассаной этот метод называется на пали.

Пали — это один из разговорных диалектов санскрита, на котором говорил Будда. На санскрите же техника называется именно «Випашьяна» — «vipaśyanā».

В этом слове есть приставка «vi», означающая что-то обратное, развернутое или обращенное внутрь. Вторая часть слова «paśyanā» — означает пристальное смотрение, разглядывание.

Получается, что можно перевести это слово с санскрита как пристальное наблюдение того, что внутри. Помню, что на курсе Випассаны это слово переводили как «проникновенное виденье», что тоже верно, как грамматически, так и по сути.

Сейчас наиболее известна эта техника именно под палийским названием Випассана. Однако можно предположить, что и до Будды эта техника была известна в Индии, поэтому Джая Кумар, будучи стопроцентным индуистом, давал нам эту практику, никак не связывая ее с буддизмом.

Суть техники — наблюдение за ощущениями в теле. Надо медленно сканировать тело от макушки до пальцев ног, не пропуская ни одного участка тела, а потом так же медленно подниматься вверх. Ощущения могут быть разными: приятными и не приятными. Главное — не реагировать на них и не давать им оценку.

Такая техника позволяет успокаивать ум, учит погружать внимание вовнутрь, а главное развивает способность к восприятию без оценивания. Именно это ровное отношение и к хорошему, и к плохому лежит в основе Йоги, которая на первом этапе ставит перед собой задачу взять под контроль чувственное восприятие.

dhāraṇā, dhyāna, samādhi

При развитии однонаправленности мышления практикующий выходит на следующий уровень, и его дхарана (dhāraṇā) становится дхьяной (dhyāna).

Dhyāna — это устойчивая концентрация. На первом этапе, называемом дхараной, ум постоянно уходит от объекта концентрации, и его к нему приходится постоянно возвращать. Когда же ум становится устойчивым, и объект концентрации удерживается в уме длительное время, то тот же самый процесс концентрации называется дхьяной. Регулярная практика дхьяны поднимает на следющую ступень, называемую самадхи (samādhi).

Samādhi — это состояние ума, при котором происходит слияние сознания практикующего с объектом концентрации, и далее через этот объект с Абсолютным Сознанием. В этом состоянии нет ни субъекта, ни объекта. А есть лишь единый Океан Высшего Сознания, воспринимаемого как тотальное Блаженство.

Индийская культура вся построена на поиске этого состояния, на установлении связи с Высшей Реальностью. Человеку, который готов к духовному развитию, предлагаются инструменты, позволяющие почувствовать полное единение с этой Высшей Реальностью. И нам важно помнить, что йога — это один из таких инструментов. Ведь само слово «yogā» переводится с санскрита как «связь». Связь Индивидуальной Души с Душой Божественной.

И Випассана — это тоже доступный метод практики Самьямы, который дает понять, что такое Дхарана — концентрация сознания, и что такое Дхьяна — устойчивая концентрация сознания. Небольшие проблески Самадхи тоже можно почувствовать практикуя Випассану.

Вселенная внутри

На уроках Джая Кумара мой ум погружался внутрь моего тела и я открывала там целую Вселенную. Я чувствовала, как кровь течет по венам, как бьется пульс. Причём его можно было услышать практически в любой части тела, если на ней хорошо сосредоточиться. Было интересно наблюдать этот внутренний мир. Еще интересней было не оценивать ощущения, которые испытывались.

К примеру, при сканировании тела в одном месте зачесалось. Но если не чесать, просто скользить вниманием дальше, то это ощущение уходит. То же самое и с болью. Прежде всего, можно не клеить ярлык «боль». То есть просто почувствовать нечто и идти дальше.  А потом, когда опять оказываешься в этом же месте, то это ощущение или меняет интенсивность или вообще пропадает. Это реально увлекало меня. Более того, и в обычной жизни мне удавалось не оценивать однозначно события жизни. Это новое качество помогало мне при общении с людьми и на работе.

Конечно, мастером Випассаны в те годы я не была. У меня было много «мыслительного шума». Луч внимания скользил по телу, но параллельно мозг проецировал какие-то картинки. Я как бы смотрела фильм. Джая Кумар говорил, что это нормально, но важно не концентрироваться на этих побочных эффектах, не развивать эти «мультики», и тогда они прекратятся.

В Индийском Посольстве мы могли заниматься практиками концентрации около 30-45 минут. Но тогда надо было приходить на урок к 16.00.  Некоторым было неудобно начинать занятия в это время, у кого-то от долгого сидения болели колени и спина, поэтому Джая Кумар разрешал приходить на урок позднее ближе к 17.00. Мне тоже было тяжело сидеть более 15-20 минут. Поэтому я начала приходить не к самому началу занятия.

Маленькое Самадхи

А вот на курсе Випассаны, который я посетила в начале 2000 годов, эти практики занимали почти весь наш день. Там описанные выше «мультики» были ярче и даже граничили с галлюцинациями. Мне слышалась какая-то музыка, я чувствовала странные приятные запахи, которых точно тогда не было.

А один раз на стадии выполнения Анапаны (наблюдения дыхания) мои мысли внезапно закончились. Ум стал спокойным и чистым. В этот момент мое сознание выбросило куда-то ввысь. Оно как бы окутывало всю Вселенную и не имело ограничений. Это было очень приятное ощущение. Но длилось оно недолго. Сначала возник вопрос: «А где же собственно «Я»? В следующий момент я ощутила ниточку, ведущую вниз в мое тело. И я снова ощутила себя в зале медитации.

Что это было? Один из вариантов «шума», один из «мультиков», на который желательно не обращать внимание? Или это все-таки небольшой проблеск Самадхи, к которому стремятся все йоги? Мне хочется надеятся, что это второе.

На уроках Джая Кумара Свамишри подобных глубоких состояний при выполнении медитации я не испытывала. Но в любом случае ум становился спокойней и устойчивей.

Обсудить главу можно здесь: https://t.me/yoga2ru/827

<<<< Глава 9     Глава 11 >>>>

Оставить комментарий