Русская Школа Йоги
Ждала я около месяца. За это время даже сагитировала своего приятеля, который как раз говорил мне, что йоги мясо не едят, присоединиться ко мне. И вот мне позвонили. Встречу назначили на станции метро «Кузьминки». Надо сказать, что от «Кузьминок» я жила очень далеко. Но желание найти учителя йоги было сильным, поэтому я поехала.
В нашей группе оказалось три человека. Кроме меня и моего друга приехал еще один молодой человек. Учителей, точнее учительниц, тоже было трое. Когда все собрались, мы вышли из метро и пошли то ли в техникум, то ли в ПТУ. В помещении, куда нас привели, стояли парты. Мы сели за парты и начали писать о том, что такое йога и какие упражнения будем делать.
Первое занятие наши учительницы вели все вместе. Иногда споря и перебивая друг друга, они рассказали, что принадлежат к Школе Русской Йоги под руководством Гуру Ар Сантэма. В прошлой жизни он настолько укоренился в йоге, что в этой жизни вообще не имел наставника. Он просто вспомнил свою прошлую жизнь и все, что тогда делал. Причем Йога его была не из Индии, а из Атлантиды.
Геннадий Стаценко
Тогда нам не сказали, что настоящие имя этого Гуру — Геннадий Стаценко. В то время, когда он начинал заниматься йогой, сложно было найти живого учителя из какой-либо традиции. Даже книги по йоге были большой редкостью. В основном какой-то самиздат, где и автор-то не указывался. Тогда многие говорили, что вспомнили свои прошлые жизни и черпают информацию прямо из Космоса.
На первом занятии нам показали несколько динамических упражнений. К тому времени у меня сложилось мнение, что в Йоге бывают только статические удержания разных положений тела, и динамике в ней нет места. Сейчас я понимаю, что это не так.
Вьяямы (динамические упражнения) широко применяются во многих индийских направлениях йоги. В частности, они есть в Школе Дхирендры Брахмачарьи. Но тогда мне показалось странным ходить гуськом по комнате, махать руками и прыгать, а не фиксировать какую-то позу.
Но заниматься йогой с учителем мне хотелось, поэтому я оплатила четыре занятия. Это был абонемент на месяц. Планировалось встречаться раз в неделю по субботам. Всю неделю мы должны были делать то, что нам показали, а на следующем уроке предполагалось, что мы узнаем что-то новое.
Кто мог стать учителем в Русской Школе Йоги
Школу Русской Йоги я посетила еще два раза. На каждом занятии была уже какая-то одна учительница и новая информация. Мы не только делали суставную гимнастику, но и выполняли асаны. В каждой из них надо было концентрироваться на определенной точке тела. Мне показалось это интересным.
Но весьма странным оказалось то, что на следующем занятии другая учительница оспорила информацию своей предшественницы. То есть она другие точки концентрации дала, говоря, что прошлые неверные. Это меня, мягко скажем, напрягало.
Позы были мне знакомы, и я делала их, как привыкла. Мы выполняли Джану Ширшасану. Я к этому времени в этой позе доставала головой колена. «Здорово!», — сказала учительница, — «теперь попробуй увести голову дальше линии колена».
«Это не возможно», — ни капли не сомневаясь, ответила я. Учительница стала говорить, что возможно. «Покажите», — попросила я. И тут оказалось, что она в наклоне не может дотянуться головой до колена. То есть я была более гибкой, чем она.
Позднее я узнала, что в этой Школе была очень странная система. После начального обучения, если человек хотел углублять свои знания, то ему было необходимо набрать группу учеников. Иначе его самого не брали учиться дальше. Поэтому эти девушки, не имея глубоких знаний, были вынуждены преподавать, чтобы развиваться на пути Йоги.
Может ли Учитель Йоги курить?
Об этом правиле мне рассказал молодой человек, с которым мы позднее занимались йогой в другой группе. Сначала он тоже учился в Школе Ар Сантэма. После года обучения ему сказали, что он должен передавать свое знание другим, иначе ничего нового больше не узнает.
Он пошёл в школу, в которой учился в детстве, договорился об аренде классной комнаты, набрал группу. Когда он начал вести занятия, ученики ему стали задавать вопросы не только об асанах, но и о питании, о том, как избавиться от вредных привычек типа курения или алкоголя и подобные этим.
Сам он тогда не был безупречным. Он не просто курил, а курил анашу, и ему было стыдно перед учениками, что он — Учитель Йоги, а курит легкий наркотик. И что вы думаете он сделал? Он бросил! Но не курить, а преподавать йогу.
Институт Йоги и «Крылья Совершенства»
Тем же, кто продолжал обучать начинающих, предлагали учиться в Институте Йоги Гуру Ар Сантэма. Своей целью это заведение ставило всестороннее развитие человека. Обучение там занимало несколько лет.
В том числе, изучались разные предметы, не имеющие никакого отношения к индийской йоге . К примеру, европейские танцы и изучение иностранных языков, но не санскрита, а всех современных понемногу. В итоге ученики ни на одном из этих языков разговаривать не могли, но общее представление о них получали.
Подобную же систему создал ученик Геннадия Стаценко Георгий Богословский и назвал ее «Крылья Совершенства». В 90-е годы многие прошли через Школу и даже Институт Гуру Ар Сантэма или его учеников. Это не значит, что другой йоги не было, просто ее труднее было найти. А эти системы были широко распространены на постсоветском пространстве, возможно, именно потому, что для дальнейшего обучения надо было быстро становиться учителем. Вот так и получилось, что на трех учеников пришлось три учителя.
Первое разочарование
Тогда я оплатила четыре урока, но сходила только на три, потому что была сильно разочарована в этой Школе. Когда я чему-то учусь, для меня очень важен личный пример учителя. Здесь мне говорили, что я должна была делать, но не показывали. А когда показывали, то у меня получалось лучше, чем у моих учительниц.
Были и другие правила, которые мне совсем не подходили. К примеру, перед каждым уроком мы под диктовку записывали упражнения из книжки. Надо отметить, что почерк у меня не супер, особенно, когда я пытаюсь писать быстро. Я подумала, что раз есть книжка, значит ее можно купить.
Я попросила показать обложку книжки, но мне ее не показали, а сказали, что переписать книжку своей рукой очень важно. Это меня удивило. Сейчас я думаю, возможно, был какой-то сакральный смысл в этой процедуре, который не раскрывался неофитам.
Но еще больше меня поразило одно дыхательное упражнение. Надо было вспомнить какую-нибудь существующую помойку подальше от своего дома, собрать внутри себя весь негатив и, представив эту помойку, через раздутые щеки выдувать туда свой негатив.
Сейчас я знаю, что подобное очистительное дыхание через щёки есть в системе Дхирендры Брахмачарьи, только вот помойку там не предлагают представлять. А тогда мне было не понятно, почему рядом с домом гадить нельзя, а чуть дальше от него можно.
Именно это упражнение мне так не понравилось, что я стала думать о прекращении занятий в этой системе.
Если хотите обсудить главу, комментируйте в моем Телеграмм-канале.