Глава 3. Возвращение к практике асан

Книги о Йоге

Я прозанималась Трансцедентальной Медитацией все лето и осень.  От регулярного долгого сидения у меня снова начала болеть спина, поэтому в декабре 1994 года я решила отложить медитацию на потом и вернуться к асанам.

В магазине при музее Рериха я купила книгу Лахманчуна «Эта замечательная йога». Там были описаны не только отдельные асаны, но и даны готовые недельные комплексы. Я начала заниматься по ним, немного видоизменяя последовательности, вставляя то, чему я научилась по статье Воронина. Я занималась систематично и регулярно. Спина снова перестала болеть. Интерес к йоге рос, и я начала покупать книги по йоге и не только по хатхе.

Я читала «Йога Сутры» Патанджали, «Синтез Йоги» Шри Ауробиндо, «Четыре Йоги» Свами Вивекананды, «Автобиографию Йога» Парамахамса Йогананды.

«Йога Сутры» и «Синтез Йоги» давались мне с трудом. Помню, как один раз начала читать «Йога Сутры», полулежа на диване, и вдруг проснулась с книгой на лице. «Синтез Йоги» я до конца не дочитала. Решила, что не мое. А вот мысли Свами Вивекананды меня очень вдохновляли. Хотя было немного обидно, что он пренебрежительно отзывался о Хатха Йоге.

Вот что он пишет: «Цель хатха йоги дать человеку долгую жизнь, поэтому в центре всего здесь находится физическое здоровье. Йог, избравший этот путь, полон решимости не болеть, и он действительно никогда не болеет». «Но этим все и исчерпывается. Баньяновое дерево живет пять тысяч лет, но оно — баньяновое дерево, и ничего более. Человек, ставящий своей целью долгожительство,— просто здоровое животное».

Далее он писал, что здоровье должно быть не целью, а средством. Целью человека он видел поиск Божественного Начала и Единение с ним. Мысли он высказывал четко. Они вдохновляли, и мне хотелось заниматься и Раджа Йогой. К моей радости, в этой же книге Вивекананда писал, что первый этап Раджа Йоги очень похож на Хатха Йогу, поэтому я решила не спешить и посвятить себя полностью Хатха Йоге.

Свами Вивекананда

Сейчас я вижу, что в книге «Раджа Йога», из которой я привела цитату, Вивекананда кратко передает суть «Йога Сутр» Патанджали. Он пишет простыми словами о 8 частях йоги: Яме, Нияме, Асане, Пранаяме, Пратьяхаре, Дхаране, Дхьяне и Самадхи, о препятствиях, которые возникают на пути Йоги, попутно приводя ведантические притчи из Упанишад. Так что, несмотря на то, что я засыпала при чтении «Йога Сутр», с их сутью я познакомилась на первом этапе своей практики, и они всегда были для меня путеводной звездой.

Еще мне очень понравилась «Автобиография Йога» Парамахамса Йогананды. Она была написана увлекательно и сильно повлияла на меня.

Как я стала вегетарианкой

Помню, что до ее прочтения я была убежденным мясоедом. У меня был один приятель, с которым я проводила много времени. Он знал, что я занимаюсь Йогой, и одобрял мое увлечение.

Как-то он мне сказал: «Ты ведь Йог, почему ты ешь мясо?». Я ему ответила, что в нашем климате с холодными зимами мясо есть необходимо. Иначе будет нехватка белка в организме. 

Однако через месяц после этого разговора, я прочла «Автобиографию Йога» и решила стать вегетарианкой. Йогананда в своей книге хорошо объяснил, что поедание мяса поддерживает насилие над животными. Их не только убивают ради еды, но еще и содержат в неволе в ужасных условиях.

Ахимса — ненасилие — одно и важных правил, которые помогают развиваться в Йоге. Об этом я уже знала из книг Вивеканадны. Он убедил меня следовать принципу ахимсы по мере сил и возможностей. А Йогананда в своей «Автобиографии Йога» доказал, что человек не хищник и может прожить на овощах, фруктах и крупах. Однако, решив стать вегетарианкой, я отказалась от мяса не сразу.

Я постепенно уменьшала его потребление. Сначала я ела мясо или рыбу раз в неделю, потом раз в месяц. На первом этапе я каждый раз ела мясо с удовольствием и даже думала, что только ради этого удовольствия имеет смысл есть мясо редко. Что касается рыбы, то я никогда ее не любила. Так что ее я перестала есть полностью, наверное, раньше, чем мясо.

Наверное, полгода я ела мясо в таком режиме. И как-то раз в очередной «мясной день», я поняла, что абсолютно равнодушна к этому продукту. Поедание его не доставило мне удовольствия, но и отвращения не вызвало. Отношение к мясу стало совершенно нейтральным, и мне не захотелось его больше есть. Это случилось еще в 1994 году. И до сих пор я не чувствую в нем потребности. Так что скоро будет 30 лет, как я не ем мясо.

Иногда я сдаю анализы на витамины и микроэлементы. Результаты у меня пока хорошие. Все в норме: и гемоглобин, и железо, и все остальное. Врачи, узнав, что я вегетарианка, всегда удивляются и говорят, что у меня, наверное, сбалансированная диета. Но на самом деле я не уделяю большое внимания питанию. Просто не ем мясо и рыбу. От молочных продуктов я не отказалась. Яйца в хлебобулочных изделиях ем. Соль и сахар тоже есть в моем рационе.

Из-за моих увлечений родные и близкие считали меня немного странной, но в прямую конфронтацию с ними я не вставала, никого не агитировала заниматься йогой и переходить на вегетарианство. Поэтому они спокойно относились к моему выбору. На семейных торжествах для меня готовили какое-нибудь одно простое блюдо без мяса и наливали сок вместо алкоголя. Помню, как один раз моя тётя посмотрела на меня с подозрением и сказала: «Не пьёшь! Не куришь! Кто же тебя замуж возьмёт?». Я до сих пор не понимаю, шутила она тогда или говорила серьезно.

О замужестве я в то время не думала. Занималась йогой и работала. Рабочий день у меня начинался в 10.00 и заканчивался к 18.00. По утрам я занималась асанами около получаса. Чтобы, вернувшись вечером домой, я могла поделать асаны подольше, я ужинала на работе около пяти часов вечера. Мама готовила мне вегетарианскую еду, которую я брала с собой. На работе у меня была возможность разогревать пищу, и я ела на рабочем месте два раза в день: в обед и вечером.

В редакции газеты «Российские Вести»

Я работала тогда в редакции газеты «Российские Вести» выпускающей. Это незначительная техническая должность. Я готовила бумажный макет газеты к отправлению в типографию. Верстка газеты была компьютерной. Принтер печатал листы формата А3, а я склеивала два листа, чтобы получился лист А2.

За монтажным столом в редакции газеты «Российские Вести»

Кроме того, когда корректор замечал опечатки, то на листе А4 печатали отдельно нужный абзац, и я его вклеивала в макет. Так же я дорисовывала запятые и точки, если они были случайно пропущены, кадрировала фотографии и тоже вклеивала их в макет.

Работа была простой и ненапряжённой, коллектив дружный, руководство лояльное. Можно было не только есть на рабочем месте, но и читать книги. Главное, чтобы это не мешало рабочему процессу. Поэтому я очень много читала прямо за своим рабочим столом.

В этой же редакции работал Вадим Чернобров. Он был организатором «Космопоиска» и часто появлялся на канале РенТВ, как уфолог и специалист по аномальным явлениям. В то время он писал в нашей газете о науке и технике,  НЛО, путешествиях во времени и неразгаданных тайнах природы.

С Вадимом Чернобровым

Вадим заметил, что я читаю книги по йоге, и предложил мне написать статью о йоге для его сайта о паранормальных явлениях. Тогда Интернет только зарождался. Я в него даже не выходила. А вот статью о йоге уже написала. Сейчас думаю, что она была не супер. Я скомпилировала несколько абзацев из разных книг и почти ничего не написала от себя. Получилось сухо и вторично. Но Вадим похвалил меня, сильно отредактировал статью и выложил ее на сайте под моим авторством. Через несколько лет я даже нашла ее в Интернете и прочитала. Сейчас той статьи в Интернете уже нет. Проверила.

Общение с Чернобровым сильно поддерживало меня на первом этапе моей практики. Я целый год практически ничем не занималась, кроме йоги. Асаны перед работой, книги о йоге на работе, асаны после работы. Родственники и друзья считали меня странной девушкой. Вадима у нас в редакции тоже все считали странным. Но, узнав его поближе, я поняла, что он был весьма адекватным человеком и умело пользовался тем, что его считали «не от мира сего».

К примеру, от редакторов отделов требовали обязательного участия в планерках и сильно ругали за пропуски. На его же отсутствие никто большого внимания не обращал, потому что считали его «инопланетянином, живущим в параллельной реальности». Как такого можно заставить ходить на планерки? При этом он хорошо писал, хорошо рисовал и вообще хорошо делал свое дело. Поэтому его держали в редакции и не придирались к дисциплинарным мелочам.

Рисунок Вадима Черноброва к статье о перемещении во времени

Общаясь с ним, я поняла, как важно быть хорошим специалистом. Тогда можно вообще не подстраиваться под мнение окружающих. Потому что даже те, кто тебя до конца не понимают, ценят тебя, как полезного человека.

Кстати, именно Вадим косвенно помог мне найти моих первых учителей йоги. Он рассказал мне о магазине «Путь к Себе» и объяснил, где он находится. Это был лучший магазин эзотерических товаров в Москве. Там продавали и книги, и ароматические палочки, и магические амулеты, и прочие приятные мелочи.

На одной стене этого магазина висела большая доска объявлений. Это был настоящий «портал» в мир эзотерики. Там я увидела объявление о наборе в группу йоги. Я тут же решила, что это именно то, что мне надо. Оторвала номер телефона и, придя домой, позвонила по нему. Меня записали в группу и сказали, что, как только группа будет сформирована, мне позвонят.

Если хотите обсудить главу, комментируйте в моем Телеграмм-канале.

<<<< Глава 2       Глава 4 >>>>

 

Оставить комментарий