Глава 14. Йога Восьми Кругов

«Путь к Себе» привел к Сидерскому

Заниматься йогой у Джая Кумара у меня получалось два или три раза в неделю. Дома я тоже практиковала асаны каждый день утром. Иногда немного вечером.

Достойный учитель был найден. Но я все равно продолжала смотреть по сторонам. Как-то раз на доске объявлений в магазине «Путь к себе» я увидела очень яркий анонс предстоящего семинара. На фотке был атлетично сложенный мужчина в Урдхва Куккутасане.

Хотя именно фотография привлекла мое внимание, удивила меня не асана, а цена мероприятия. У Кумара я занималась бесплатно и считала, что йога — хобби недорогое.

Я уже не помню, сколько стоил этот семинар, но я однозначно не была готова заплатить такую сумму за три занятия. Тогда у меня возникла мысль: «Почему же этот мужчина так дорого берет за свои знания?».

Я зашла в книжный зал и обнаружила, что в продаже есть книги этого автора. Книги тоже были недешевые. Продавались две: «Третье открытие силы» и «Йога Восьми Кругов». Автора звали Андрей Сидерский, и жил он в Киеве.

«Третье Открытие Силы»

Я купила «Третье открытие силы» и начала читать. Сюжет книги был очень простой. Молодой хорошо тренированный человек (каратист и пловец) встречает на скалистом безлюдном берегу Черного  моря некую загадочную личность. В начале знакомства считает этого человека просто «шизиком», а потом понимает, что у него есть чему поучиться.

Следующим летом они снова встречаются на том же берегу, и главный герой становится учеником у этого «шизика». Книга построена как наставления учителя. Ученик задает вопросы, учитель объясняет. В своем дневнике я записала, что слог книги мне кажется тяжеловесным, а с художественной точки зрения книга явно не шедевр.

За несколько месяцев до этого я прочитала «Учение дона Хуана» Карлоса Кастанеды. Книга мне не понравилась. «Третье открытие силы» по форме и даже по содержанию сильно напоминало сочинение Кастанеды.

Тогда я еще не знала, что несколько книг Кастанеды на русский язык переводил Андрей Сидерский, и, скорее всего, «Третье открытие силы» в каком-то смысле ответ Карлосу Кастанеде. В любом случае Кастанеда оказал влияние на мировосприятие Сидерского.

Учение Кастанеды мне совсем не близко, а вот некоторые мысли Сидерского меня все-таки вдохновляли. Тем более, что молодые люди в книге не только болтали, но занимались какими-то тайными практиками, основанными на йогических упражнениях.

Упражнения меня заинтересовали и, еще не дочитав до конца книгу, в том же магазине «Путь к Себе» я купила видеокассету с записью семинара Андрея Сидерского в Алуште, проведенного летом 1996 года.

ОМТТ

Свой метод Андрей называл тогда странной аббревиатурой ОМТТ. Расшифровывалась она Омнио-тренинг технология. В те времена не было Интернета, и значение слова «омнио» долгое время было для меня загадкой.

Google подсказал, что «оmnia» на латыни означает «всё», «всевозможный», «совокупный», «полный». Почему на конце у «омнио» «о», а не «а», я не знаю. В латыни окончания слов меняются по падежам и числам. Возможно, это какое-то падежное окончание.

А может быть моя догадка неверна, и Андрей хотел что-то другое этим словом выразить. Но если принять мой вариант, то на русский язык это название можно перевести как «совокупная тренинг технология», а на санскрит как «Пурна Йога».

Первые впечатления от Андрея Сидерского и его практики

Вот что я записала в своем дневнике 16 апреля 1997 года сразу после того, как я позанималась под видео из Алушты.

«Основой этой техники являются йогические упражнения, но есть моменты, которые хочется отметить. Во-первых, особое место уделяется последовательности асан, что считается немаловажным во всех направлениях йоги, но здесь логика построения более очевидна.

Во-вторых, в ходе практики осуществляется плавный переход из одной асаны в другую. Именно эта плавная текучесть отличает метод Сидерского от того, чем я занималась раньше.

И, наконец, в-третьих, он заявляет, что тренируя физическое тело, мы воздействуем на энергетическое. И после его тренировки энергетический подъем был действительно ощутим».

Именно из его уст я впервые услышала, что асаны можно рассматривать как буквы алфавита. Сначала освоить отдельно асаны подобно тому, как мы учимся писать отдельно буквы. Потом надо научиться составлять небольшие связки асан. И это будут отдельные слова. После того, как это будет получаться, можно будет писать осмысленные предложения, то есть составлять длинные последовательности асан.

Он заявлял, что определенные асаны вводят тело в различные энергетические состояния, которые необходимо научиться чувствовать. Тогда можно будет составлять оптимальную последовательность асан для желаемых состояний. Именно тогда и будет эффективное развитие тела и духа.

Еще одна цитата из дневника: «Андрей Сидерский классно владеет телом и может доходчиво объяснить, как надо делать ту или иную асану, на что надо обращать внимание при переходе из одной позы в другую. Только посмотрев видеозапись, я извлекла несколько полезных советов, а  начав повторять за ним движения, я почувствовала насколько эффективен его метод».

Как вы поняли, Сидерский с первой видеокассеты очаровал меня, я начала собирать деньги на тот семинар, который сначала показался мне неоправданно дорогим.

Андрей Сидерский в Москве. 1997 г.

Семинар проходил 9, 10 и 11 мая в Москве в небольшом подвале недалеко от м. «Коломенская». Практика Андрея превзошла мои ожидания. В тот раз он тоже давал динамическую практику с плавными переходами из одной позы в другую. Но последовательность сильно отличалась от той, которая была на видеокассете. И еще больше от того, что мы делали с Кумаром.

Тогда я впервые услышала слово «виньяса». Андрей называл этим словом небольшую связку асан, в которой была Адхо Мукха Шванасана, Урдхва Мукха Шванасана и варианты Чатуранга Дандасаны. Но это была не точная копия виньясы из Аштанга Виньса Йоги, которую давал Паттабхи Джойс. Виньяса была более плавной. Как я понимаю, Андрей позаимствовал ее у Кали Рэй. Он переводил ее семинары в Крыму.

Андрей говорил, что виньясу необходимо делать между связками асан, чтобы фиксировать достигнутый результат и стирать ненужные промежуточные энергетические состояния. Вообще он много говорил об энергии, и мне показалось, что я ее почувствовала. Я писала в своем дневнике, что какие-то приятные потоки ощущений проходили по позвоночнику во время практики на его семинаре.

Динамика и статика

Тогда я была покорена динамикой Сидерского. Индийская йога всегда отличалась статикой. Динамику внесли западные ученики. После этого семинара я решила, что динамическое выполнение асан — это признак более высокого уровня практики. Сейчас я так не считаю.

И динамика, и статика эффективны и полезны в нужное время и при определенных условиях. В Индии статика обоснована климатом. Там почти всегда жарко. Если постоянно переходить из позы в позу, то тело будет сильно нагреваться и возрастет нагрузка на сердце. Поэтому в Индии не приживаются динамические стили за исключением Аштанга Виньясы. Но я бы и не стала Аштанга Виньясу динамикой называть. Там есть фиксация на 5 медленных дыханиях.

В тот раз у Сидерского мы задерживались в асанах на одно-два дыхания. Впрочем, не всегда Андрей давал динамическую йогу. Помню, что через несколько лет он увлекся статикой и перестал использовать виньясу между связками асан.

Уже своей книге «Йога Восьми Кругов» Андрей писал, что надо грамотно сочетать разные режимы тренировки. На каком-то этапе важна статика, потом динамика, потом снова надо вернуться к статике. Изначально Андрей планировал описать восемь последовательностей с разными режимами практики. В книге, которая была издана в 1996 году, была описана последовательность нулевого цикла. Впрочем, она оказалась и последней.

Распроданный тираж

Именно на этом майском семинаре Андрей заявил, что продолжение книги «Йога Восьми Кругов» писать не будет, потому что пересмотрел свою концепцию. Более того, он сказал, что весь тираж распродан, и он уничтожил файлы с главами книги. Поэтому переиздание ее будет возможно, только если в типографии остались фотоформы.

Я тогда сильно расстроилась, что купила «Третье Открытие Силы», а не «Йогу Восьми Кругов». Мне тогда пришлось приложить много усилий , чтобы купить и вторую книгу. Между тем, «Йога Восьми кругов» потом переиздавалась еще много раз, и даже сейчас ее можно купить через озон.

После этого трехдневного семинара я стала считать Андрея Сидерского своим учителем. Его советы по отдельным асанам оказались для меня очень полезны. После его наставлений многие асаны я почувствовала по-новому. Более того, я хорошо запомнила его последовательности и стала их делать во время своей домашней практики.

Паническая атака

По самой книге я занималась немного. Мне неудобно было смотреть на картинки и только потом делать асаны. Хотелось чувствовать поток. Поэтому я сама начала что-то придумывать «а ля Сидерский». В итоге один раз так позанималась, что в Шавасане вместо расслабления почувствовала давление в области горла, пульсацию в межбровье и жуткий страх.

Ощущения были очень неприятными, и мне казалось, что я сойду с ума. Чтобы привести себя в порядок я начала делать виньясы. Ведь они должны были, как говорил Андрей, выравнивать энергетическое состояние. Но это не помогло. Тогда я подышала Удджая Пранаяму, и мне стало легче.

Если честно, то я ничего не помню об этом случае, но он описан в моем дневнике. Удивительно, что какие-то вещи, которые в момент проживания казались особенными и важными, в итоге не запоминаются.

Прокомментировать главу можно здесь: https://t.me/yoga2ru/845

<<<< Глава 13       Глава 15 >>>>

Оставить комментарий