Индия — специфическая страна
Какие бы представления о ней вы не имели, основываясь на чтение книг, рассказах знакомых, побывавших там, скорее всего они изменятся после непосредственного знакомства с этой неординарной страной. Мне кажется это связано с тем, что каждый видит свою Индию, видит то, что готов увидеть.
Моя первая поездка в эту легендарную страну оставила весьма приятные впечатления. Когда я собиралась туда, я почему-то представляла Индию грязной, нищей, малоцивилизованной страной, в которой надо быть готовой к любым неприятностям. Меня не очень привлекала идея посетить Индию. Мне просто хотелось совершенствоваться в йоге, и я понимала, что родина йоги все-таки не Украина, а Индия.
Прилетев в Дели, мы взяли такси и попросили отвести нас на Main Bazar. Main Bazar — это улица типа нашего Арбата. Она находится в центральной части города и славится тем, что на всем своем протяжении она представляет собой один большой базар довольно дешевых шмоток, ароматических палочек, сувениров и прочей мелочевки.
«Туристик офис»
Таксист сначала сказал, что прекрасно знает, где это находится, и отвезет нас, но на половине дороги, узнав, что мы в Дели в первый раз, вдруг начал сомневаться, привез нас в «туристик офис», предлагая нам выйти из такси и звонить в отель, где мы хотим остановиться, чтобы узнать есть ли там свободные места. Если вы решите поехать в Дели, то лучше всего не говорить таксисту, что вы в первый раз в городе.
Иначе поездка в «туристик офис» гарантирована. Мы были предупреждены о том, что такое «туристик офис». Если выйти из такси и пойти звонить, то по всем номерам один и тот же голос будет отвечать, что мест в отеле нет. Тогда таксист предложит свой отель, который будет довольно дорогим, и в нем места окажутся. Мы заявили, что никуда звонить не будем, и, если он не хочет нас вести туда, куда мы ему сказали, то возьмем другого таксиста. Он тут же стал послушным и привез нас на Main Bazar.
Mian Bazar
На этой улице много самых дешевых отелей в Дели, в которых селятся молодые небогатые туристы из Европы, Америки и Японии. Еще в начале 60-х годов это место облюбовали хиппи, приезжавшие в Индию в поисках тепла и кайфа. Кайф выражался в употреблении легких наркотиков типа марихуаны и гашиша. До сих пор всем проживающим на этой улице весьма активно предлагают покурить «травки». Сейчас здесь в основном селятся на день на два иностранцы, совершающие путешествия по стране, ожидая свой поезд или самолет.
Несмотря на то, что Main Bazar одна из самых грязных улиц города, отели здесь довольно приличные. Почище наших подмосковных домов отдыха и значительно дешевле. В номерах есть простенькие кондиционеры, вентиляторы, горячая вода, телевизор. Однако, если не просить персонал убираться в номере и менять постельное белье, то это делать никто не будет. Хотя отдельной платы за эти услуги не требуется. На Main Bazar мы жили в отеле «Vivek» и платили за номер на троих 300 рупий в день, что составляет приблизительно 200 рублей, то есть с каждого чуть меньше 67 рублей.
Многие белые, живущие на Main Bazar там же и питаются в дешевых кафе на улице. Но мы не рисковали, несмотря на то что все стоит копейки, выглядит пища подозрительно и постоянно облеплена множеством мух. Мы предпочитали более дорогие заведения на Connaught Place — центральной торговой площади Дели.
Бал Мукунд Сингх
Живя в Дели, мы практиковали йогу в Делийском Институте Йоги у мастера Балмукунд Сингха, ученика Свами Дхирендры Брахмачари. Он занимался с нами по системе этой традиции хатха йоги.
Вначале практики тело разогревалось интенсивным дыханием и небольшим комплексом динамических упражнений «Сукшма Вияма». Затем мы выполняли асаны в режиме долгого удержания.
Причем в один день большинство поз было на прогиб назад, а на следующий день шла компенсация, и в комплексе преобладали наклоны вперед. Скрутки, силовые позы, перевернутые асаны предлагалось выполнять каждый день.
Каких-то фиксированных последовательностей Балмукунд Сингх нам не давал. Каждый раз это были его импровизации. Асаны давались исходя из наших способностей. После наиболее сложных поз в виде компенсации он делал нам что-то типа массажа или мануальной терапии.
Нам очень понравилось заниматься с этим замечательным мастером, обладающим веселым нравом и чувством юмора. В асанах он призывал нас улыбаться и выполнять их легко и с удовольствием. Сам он мог вдруг встать на руки, и, бодро вышагивая на руках по залу, весело напевать мантры.
Ришикеш
Недалеко от Дели (всего ночь пути) находится Ришикеш — город йогов у подножья Гималаев. Город стоит того, чтобы его посетить. Множество храмов и ашрамов вдоль Ганга и в предгорьях. Сказочно красивое место. Но мы были там только один день, хотя хотелось в нем пожить месяц-другой.
В Дели же жить долго трудно: тяжелый, загазованный воздух, много машин, очень шумно и довольно грязно. За три недели нашего проживания в Дели, мы устали от этого города. Хотелось на природу — подышать чистым воздухом, отдохнут от городского шума и пыли. И мы отправились в Гоа.
Гоа
Гоа — это один из южных штатов Индии на берегу моря. Начиная с 16 века это была Португальская колония, поэтому большинство местных жителей христиане, которые не умеют готовить настоящую индийскую пищу, не слушают традиционную индийскую музыку предпочитая западную попсу, причем 70-80 годов.
Кроме того Гоа отличается от других Индийских штатов более свободными нравами, чистотой улиц (хотя недалеко от пляжа бегали дикие свиньи, но они воспринимались как кошки), и обилием отдыхающих из Западной Европы. Гоа знаменит своими дискотеками в стиле транс.
Но мы выбрали самое тихое место — Palolem Beach, которое расположено на самом юге штата, почти в Карнатаке. Песчаный пляж, пальмы, теплое чистое море, очень мало отдыхающих. Здесь можно поселиться либо в хижине на пляже, сделанной из пальмовых листов, либо в нормальном семейном пансионе.
Избалованные европейцы предпочитают вкусить дикую жизнь, и с удовольствием селятся в убогих хижинах, но мы, знающие что такое тяжелый быт, предпочли поселиться в семейном пансионе «Flavia`s Paradise», названной по имени хозяйки, весьма предприимчивой женщины, которая к тому же готовит и приносит завтраки, обеды и ужины своим постояльцам в комнаты.
Но стряпня ее нас не радовала, потому что она, как и большинство жителей Гоа, не умела готовить индийские блюда, которые мы успели полюбить в Дели. Мы питались на берегу моря в маленьких кафе, слушая шум прибоя.
В Гоа было солнце, море, песок, пальмы, горы, но не было индийского духа. Попсовое место, похожие на обычный курорт для западных любителей экзотики. Один странноватый немец, одетый как Свами, с которым мы случайно разговорились в электричке, рекомендовал нам обязательно съездить в небольшой городок Гокарна. «Shiva place!», — говорил он, выразительно закатывая глаза к небу.
Потом мы еще не раз слышали об этом городке от других обителей Palolem Beach. Они рассказали нам об «Om Beach» — пляже, берег которого похож на букву Ом, о шиваитских храмах и ашрамах этого города. Мы выбрали время и на два дня съездили в этот славный город Шивы — Гокарна.
Гокарна
Этот город находится уже в другом штате Индии — Карнатаке. Здесь более суровая природа: немного грязнее море и пляж, чуть выше горы, больше похоже на Дикий Крым в районе мыса Айя и совершенно другие вибрации. Веет какой-то мощью и глубиной. Своими глазами мы увидели «Om Beach».
Действительно он чем-то напоминает санскритскую букву Ом. В городе много шиваитских храмов и ашрамов, на входе которых часто бывает написано, что иностранцам вход запрещен. Но местные брахманы бывают весьма забавны.
Мы уже собирались покидать этот город, и я печалилась, что мы не зашли ни в один из храмов. Проходя мимо очередного то ли храма, то ли ашрама, я заметила брахмана, который махал рукой, настойчиво подзывая меня. Когда мы с моим приятелем подошли к нему, он пригласил нас во внутренний двор храма и подвел нас к Шива Лингаму, стоящему в отдельной постройке.
Почитав какие-то мантры, он дал нам прасад, положил руку на голову и сказал: «С вас теперь по 100 рупий с каждого». Я не растерялась и ответила, что больше чем 10 рупий я ему не дам. Он продолжил торг и попросил 50 рупий за двоих. Но я ему сунула 10 рупий, и он тут же весьма довольный пошел к своим друзьям-брахманам, которые звали его, весело махая руками. Вот такое посвящение мы получили в шиваитском городе Гокарне.
В Гокарне можно встретить немцев, французов, итальянцев. Когда мы говорили, что приехали из России, нам отвечали, что до нас русских здесь никогда не видели. На мой взгляд, если хочется расслабиться после практики йоги на море, то лучше ехать именно в Гокарну, а не в Гоа, тем более, что из Майсора можно доехать автобусом до Гокарны, который ходит раз в сутки и идет 12 часов. Но лично мы предпочитали путешествовать по железной дороге.
Индийские поезда
Поезда в Индии в основном ходят точно по расписанию. В зависимости от класса поезда и вагона будет представлен разный уровень сервиса. Рекомендую не скупиться на билетах и ездить на экспрессах в вагонах типа 2АС и 3АС. Они представляют собой вагоны типа нашего плацкарта. Но в вагонах 2АС нет третий полки, а в вагонах 3АС она используется как спальная.
В каждом вагоне 4 туалета, отдельный рукомойник, кондиционер, и тонированные окна. Беднота в вагонах этого класса не путешествует, так что вашими соседями окажутся весьма приятные люди, свободно говорящие по-английски. К тому же в экспрессах кормят 4 раза в день (стоимость включена в стоимость билета). Поезда оказались самыми вкусными ресторанами Индии. На втором месте кухня Гокарны, а на третьем Майсора.
Майсор
Майсор был основной целью нашего путешествия. Сначала мы поселились в отеле «Cavery Lodge», который рекомендовали нам знакомые американцы. «Кавери Лодж» оказался не самым лучшим отелем. За эти же деньги можно было найти что-нибудь более комфортное. Вероятно он когда-то был дешевле, но потом кто-то разрекламировал его в Интернете, и теперь здесь много постояльцев из Европы и Америки, которые платят за проживание в спартанских условиях, как за нормальный отель.
В Майсоре лучше всего жить в частном секторе в районах Лакшмипурам, Сарасватипурам, Джайя Нагар. Это богатые районы, расположенные недалеко от центра города, в которых живет местная интеллигенция. Дома в основном двухэтажные и напоминают загородные коттеджи «новых русских».
Как правило сдаются либо пристройки, либо вторые этажи с отдельным входом. Стоит это недорого, условия значительно лучше чем в гостинице. Мы сняли на троих второй этаж дома. Две спальные комнаты, гостиная, комната для занятий йогой, комната для пудж, кухня, ванная комната с горячей водой и санузел обошлись нам в 100$ в месяц.
Как потом оказалось за эти деньги мы могли бы получить еще и холодильник с плитой. Но мы вели себя слишком скромно, и хозяин на нас решил сэкономить. Объявления о том, что площадь сдается никто не размещает, поэтому искать жилье надо через знакомых йогов. Такие связи можно завести на первой же тренировке.
Йогой в Майсоре можно заниматься в пяти местах. Самое популярное это, конечно Йога Шала Паттабхи Джойса. Второй место по популярности принадлежит Шешадри. Он тоже дает Аштанга Виньясу. Он ученик Б.Н.С. Айенгара, и был несколько лет его ассистентом. Б.Н.С. Айенгар по-прежнему проводит занятия в древнем храме при Майсорском Дворце, но многие, кто занимался у него, предпочли перейти к более молодому и энергичному Шешадри.
Кроме Аштанга Виньясы в Майсоре можно заниматься обычной хатха йогой у молодого, но весьма продвинутого в асанах, мастера Венкатеша и у Джаякумара Свамишри, который несколько лет назад жил в Москве и проводил занятия по йоге в культурном центре при Индийском посольстве. У Джаякумара можно заниматься пранаямой и разными техниками медитации, а хатху он дает на простом «новичковом» уровне.
В Майсоре я занималась Аштанга Виньясой под руководством Шешадри, и осталась вполне довольна. Он интенсивно правит в асанах, что с одной стороны позволяет усилить глубину проработки тела, но с другой — может выработать привычку, что тебя все время кто-то «дотягивает» в асанах.
У Паттабхи Джойса мы не занимались (очень дорого), но общались с людьми, которые практиковали и у Джойса, и у Шешадри. Многие говорили, что им нравится, как Шешадри дает Аштангу, и его стиль не сильно отличается от стиля Джойса, а Шарат правит в асанах тоже очень активно.
Шешадри большое внимание обращает на дыхание. Оно должно быть спокойное, ровное, медленное, с шипящим звуком — это называется Уджайя Пранаяма. Если дыхание сбивается, то Шешадри останавливает практикующего и предлагает выполнить завершающий блок и расслабиться в Шавасане.
На первом занятие у Шешадри я сделала весь первый уровень, и он мне разрешил перейти ко второму. У Джойса такое бы не прошло. В независимости от подготовки, вновь прибывший должен практиковать первый уровень минимум три месяца под наблюдением Гуруджи, прежде чем он разрешить перейти к следующему уровню. В Майсоре мы встречали людей, которые по семь лет занимаются АВЙ, но первый раз приехали к Джойсу. У него они практиковали 1-й уровень, а у Шешадри пробовали осваивать третий.
По вечерам я посещала класс Венкатеша. Он, напротив, вообще не прикасается к своим ученикам, давая указания только словами. При таком подходе не всегда бывает понятно, в чем ошибка и как ее лучше исправить. С Венкатешем я занималась прогибами. Сначала я делала Сурья Намаскар с акцентом на прогибах, потом еще четыре — пять асан на прогибы на грани моих возможностей.
При работе в таком режиме один день тело гнется хорошо, два следующих отвратительно, затем лучше, после чего опять хуже. Работа в таком режиме жутко изматывает. Занятия я воспринимала как пытку. После возвращения из Индии несколько дней я вообще не могла заставить себя делать прогибы, и возникает вопрос: «А надо ли так заниматься вообще?». Хотя гнуться я стала все таки лучше, и, главное, я поняла технику освоения сложных прогибов.
Почти все белые, живущие в Майсоре, либо занимаются там хатха йогой, либо приехали в ашрам к Свами Ганапати. Это довольно популярный, в основном среди индусов, почитаемый Свами типа Ошо или Саи Бабы, только в меньших масштабах и более «традиционный». К тому же он музыкален и очень хорошо исполняет бхаджны (религиозные песнопения)
Мы были в Майсоре в дни празднования его 60-летия. В честь этого все неделю в ашраме были концерты известных исполнителей религиозных песен, выступал классических индийский балет, симфонический квартет из Германии (Свами любит западную классическую музыку), а под конец сам Свамиджи исполнил свои баджны. На концертах было много индусов, которые весело подпевали исполнителям.
Жители Майсора весьма доброжелательные и слишком общительные. Дети пробуют заговорить с каждым иностранцем, используя весь свой запас английских слов, который сводится к вопросам «What is your name?» и «Which country?».
Если они получают ответы на эти вопросы, то радость их безмерна и некоторые даже начинают весело визжать от удовольствия, а если пытаться игнорировать их, то ребенок может пойти за вами, а вопросы будут повторяться много раз. Встречаются и взрослые, которые ведут себя как дети, и задают те же два вопроса. Также дети очень часто просят подарить им монеты вашей страны, так что если поедете в Индию, возьмите с собой горсть русских монеток.
Уличное движение в городе не очень большое, но хаотичное. В основном это мотоциклы, скутеры (небольшие мопеды), велосипеды, немного машин и коровы, которые гуляют по улицам Майсора как у нас кошки и собаки. Правил особо никаких нет. Все едут как хотят, нагло друг друга подрезая. Иногда могут сбить, и даже не остановятся.
Но в целом жить в Майсоре приятно. Здесь есть что посмотреть. Это Майсорский дворец Махараджи, древний храмовый комплекс на Чамунда Хилл, тибетское поселение Белькапе в трех часах езды от города, масса рядовых очень красивых храмов. Если вы занимаетесь йогой и у вас есть деньги, езжайте в Майсор, и вы не только повысите свой уровень практики, но и замечательно отдохнете.
Автор статьи Ольга Буланова. 2001 год.