Мои первые попытки освоения асан.
В детстве я была довольно подвижным ребенком. Быстро бегала, высоко прыгала, и в первом классе родители отдали меня в секцию акробатики. Я занималась в этой секции полгода или год. Точно не помню. Акробаткой я не стала. У меня очень плохо получались прогибы, и ноги совсем не хотели тянуться в сторону шпагатов. Тренер сказала моей маме, что у меня нет генетической предрасположенности к растяжке. Единственное чему я научилась, это кувыркаться вперед и назад.
О йоге я узнала чуть позже. В 1980-81 годах в журнале «Наука и Жизнь», который в то время выписывал мой папа, была опубликована статья Виктора Воронина «Хатха Йога, что мы можем взять из нее?». Публиковалась она в четырех номерах. В ней были описаны дыхательные техники, динамические и статические (асаны) упражнения, а также гимнастика для глаз.
Мне тогда было 10 лет, и уже к этому возрасту у меня была высокая близорукость. Мои родители показали мне эту статью, потому что хотели заставить меня делать гимнастику для глаз. Но именно эти упражнения до сих пор меня увлекают меньше всего, а в то время казались очень скучными и бесполезными.
А вот асаны заинтересовали меня. Многие из них у меня получились сразу. Так, к примеру, Падмасану я сделала тут же, как увидела на картинке. Поза мне показалась довольно удобной. И я без труда могла выполнить ее в любое время.
Моему папе очень понравилось, что йога увлекла меня. У него было хобби — он переплетал книги. Для меня он переплетал маленькие тонкие детские книжки в одну большую и толстую с хорошей прочной обложкой. Для себя он переплетал отдельные интересные статьи из журналов, которые выписывал. Поэтому и статьи про йогу из «Наука и Жизни» он соединил вместе и переплёл, таким образом сохранив в удобной для чтения форме.
В детстве я любила листать эту книжку, иногда даже делала асаны. Но не регулярно. Надолго интереса не хватало. Сколько раз я таким образом бралась за эту книжку, уже не помню. Это время я не считаю началом практики Йоги. Это был ознакомительных этап. Просто я знала, что Йога существует и думала, что рано или поздно я начну этим заниматься.
И это время пришло. Весной 1994 году, когда мне было всего 23 года, я почувствовала, что мой позвоночник внезапно потерял гибкость, и мне стало очень больно делать простые наклоны вперед. При небольшом покашливании возникала резкая боль в позвоночнике. Я сильно испугалась, но к врачам я не пошла.
Дело в том, что у моего папы была какая-то редкая врожденная болезнь. Причину его недуга, врачи так и не установили. Как ее лечить, они не знали. А симптомы были похожи на мои. Началось с болей в позвоночнике, закончилось невозможностью ходить.
Я подумала: «Вот она папина болезнь. Теперь она пытается захватить и мое тело». Перспектива инвалидной коляски меня не радовала. Я поняла, что надо срочно что-то делать, и решила заняться Йогой. Я открыла в очередной раз статьи Воронина «Хатха Йога. Что мы можем взять из нее?» и начала заниматься два раза в день по часу.
Не могу сказать, что у меня все получалось легко. С наклонами была проблема. В них болела спина. Но я выполняла их в комфортном диапазоне, и боль начала уходить. В Халасане ноги пола не касались. Однако через пару недель это стало получаться. Сидя на полу, я не могла выпрямить поднятую ногу в колене. Но я не знала, что надо использовать ремень, поэтому сгибала и выпрямляла ноги в динамике. Ноги начали выпрямляться.
С большим трудом давались прогибы. Бхуджангасана и Дханурасана вызвали неприятные ощущения. Ведь даже и в 7 лет, когда я занималась акробатикой, прогибы у меня не шли.
Падмасана — любимая поза
Зато Падмасана получалась всегда легко. А это ведь визитная карточка Йоги. Поэтому я верила в свои силы. На фотке 1987 года я сижу в Падмасане. Помню, как это фото было сделано. Моя подруга сказала мне, что прочитала в книге про позу лотоса, в которой надо стопы на бедра положить, а руки за спину увести и, скрестив их за спиной, взяться за стопы. То есть описала словами Баддха Падмасану. В Падмасану я тут же села, а захват за стопы при скрещивании рук за спиной у меня не получился. Я сказала, что в книжке, наверное, какая-то ошибка, и скрестила руки перед грудью.
В молодости я вообще предпочитала делать то, что у меня хорошо получается. К примеру, в той статье Воронина среди базовых асан была Маюрасана. Она у меня совсем не получалась. Но и интереса тогда особого не вызвала. Я решила, что это не мое и даже не пыталась осваивать.
Сарвангасана получалась легко, а вот Ширшасану я вообще делать не пыталась по причине близорукости. В статье было написано, что при проблемах с глазами лучше не стоять на голове.
Мне нравилось делать асаны. Прогресс в них радовал. Спина через пару месяцев перестала болеть. Шли 90-е годы. Была мода на эзотерику и мистику. Со всех сторон звучало загадочное слово «Медитация». Я не понимала, что оно означает. Купила книгу о Медитации, прочитала ее, но так и не поняла, что конкретно надо делать. Тогда я подумала, что мне необходим Учитель и именно по Медитации.
Если хотите обсудить главу, комментируйте в моем Телеграмм-канале.