Сайт инструкторов хатха йоги Ольги Булановой и Владимира Зайцева

новости

об Ольге

о Владимире

расписание занятий

комплексы асан

видео on-line

мантры

статьи

фото

тексты по йоге

ссылки

контакты

блог

 

Предлагаю вашему вниманию мой перевод первой главы книги Свами Муктананды "Нава Йогини Тантра".  Свамиджи Муктананда выросла в Австралии и начала интересоваться йогой еще учась в университете. В 1974 году она впервые посетила Бихарскую Школу Йоги в Мунгере, которой руководил тогда Свами Сарасвати Сатьянанда.  Несколько лет она была постоянным сотрудником журнала "Йога". С 1979 по 1985 г. она руководила отделением Бихарской Школы Йоги в Бангалоре (юг Индии). В 1985 году Свамиджи вернулась в Австралию и сейчас является директором Брисбейновского Центра Йога Терапии. Она путешествует по миру, проводя семинары, освещающие все аспекты йоги, медитации и йога терапии.

ЖЕНЩИНЫ и ДУХОВНОСТЬ

В тантре есть два важных полюса энергии известных как Шива и Шакти. Фактически, Шива и Шакти имеют различные сферы существования и функционирования в Космосе и Индивидуальности. В обычном человеческом социуме мужчина и женщина представляют соответственно Шиву и Шакти. В универсальном разуме время и пространство выражают аспекты Шивы и Шакти. В духовной жизни разум и прана обозначают Шиву и Шакти. В текстах хатха йоги известны две силы - Ида и Пингала. Ида представляет собой сознание, а Пингала - жизненную силу или прану.

Эти две силы - противоположные полюса энергии. Обычно, они никогда не бывают вместе, но во время творения, они встречаются в точке соединения в любой области. В универсальном разуме время и пространство бывают вместе в ядре, и когда они соединяются тогда взрыв создает материю. Здесь время считается энергией со знаком плюс, а пространство энергией со знаком минус.

Аспекты пробуждения

В обычном человеческом  социуме мужчина и женщина два разных полюса энергии. Эти энергетические полюса обсуждаются в деталях в древней тантрической традиции. Вы можете видеть изображение практически голой Кали, стоящей одной ногой на Шиве, который распростерт на земле. Она имеет свирепый вид, окровавленный язык и четки из 108 человеческих черепов. Это Кали в пробужденном состоянии.

Вы можете также знать противоположные изображения, хотя они более редкие, Шивы, сидящего в позе лотоса. Одна половина его тела олицетворяет Шиву, другая - Шакти.

Известны изображения Шивы и Парвати, которые  сидят в позах учителя и ученицы. Шива сидит в позе лотоса, а Парвати сидит на низкой платформе. Шива повещает ее в секреты тантры.

Вот три примера. О четвертом вы тоже могли слышать.  Около 110 милях от Мунгера находится один из важнейших тантрических центров, известный как Тараита. Там вы можете видеть господа Шиву, сосущего грудь Шакти. 

Здесь выражаются отношения между Шивой и Шакти на различных уровнях эволюции и пробуждения. С одной стороны, Шакти - ученица, а Шива - учитель: что означает женщина - ученица, мужчина - учитель. На другом уровне они не совсем разделены.  Шива и Шакти переплетаются в одном теле: единый скелет, единая идея. И вот уже на следующем уровне эволюции Шакти госпожа, а Шива слуга. Итак, это философская интерпретация этапов пробуждения шакти, силы, присутствующей в каждом человеке.

Духовное осознание женщины

В тантрической традиции женщине полагается быть выше мужчины настолько, что это касается даже тантрических посвящений. Это не следует понимать как социальное притязание. Это чисто духовный атрибут,  относящийся к эволюции высшего сознания. Структура женщины, ее эмоции и ее физиологическая эволюция определенно выше, чем структура мужчины. Пробуждение духовной силы (Кундалини) на много легче в женском теле, чем в мужском.

Кроме того,  есть еще один важный момент, который надо понять. Обычно, мужчина, который продвигается в глубочайшие царства ума и возвращается назад, не способен принести этот опыт с собой, а женщина может сделать это. Мне кажется, что между женским внутренним миром и осознанием существует очень маленькая разница. Когда вы идете очень глубоко в ваш ум, вы имеете неоспоримый опыт. Но когда вы возвращаетесь из этого глубочайшего царства ума к грубому осознанию, падает вуаль между тем опытом и осознающим умом. Но у женщины эта вуаль не появляться. Напротив, чувственное бытие женщины высшим образом связано с духовным пробуждением.  Внешние впечатление, которое мы можем получить от женщины или девочки - любовь к прекрасному, нежность, симпатия, понимание и выражение своего внутреннего мира. Я обычно шучу: "Если бы все женщины покинули этот мир, то он стал бы пустыней. Не было бы цветов, ароматов, улыбок и красоты". Это показывает, что внутреннее осознание женщины очень восприимчиво и готово взорваться.

В кундалини йоге женское тело отвечает за особый центр. Муладхара чакра в мужском теле запутана и находится в очень перегруженной области. Мужчины делают мула бандху и все равно ничего не происходит. Но в женском теле вы можете даже коснутся муладхары своим пальцем. Поэтому пробуждение Кундалини  может иметь место в женском теле на много быстрее, чем в мужском.

Другим важным моментом является то, что женщина всегда может быть главным поставщиком энергии, а мужчина медиумом. Женщина может не быть женой: она может быть вашей матерью, дочерью или ученицей. Мария была матерью Христа. Мать Ауробиндо была ученицей. В то же время, в тантрической традиции есть история о шестидесяти четырех йогинях. Слово йогиня - женский род от слова йог. Сейчас эти йогини почитаются по всей Индии. Там есть шестьдесят четыре храма, посвященных шестьдесят четырем аспектам женской энергии. Один из них находится в Ассаме, другой в Калькуте около Кали Чат.

Роль в тантре

Когда мы изучаем книги по тантре, мы обычно приходим к одной центральной теме: Шакти - творец, Шива - инструмент. Шива никогда не рассматривается как творец. В вама марге (путь левой руки) Шакти - это та, кто важна не только в сексуальной жизни, но и в духовной практике, заботясь о процессе творения и осуществляя важнейшие духовные ритуалы. Почти во всем индуизме все ритуалы, религиозные и иные, проводятся под руководством женщин; мужчины должны сидеть тихо. Женщина - верховный комиссар, мужчина - участник. Обычная ли социальная церемония, религиозная ли церемония, почитание ли божества или день поста, женщина - та, кто проводит это. Мужчина только следует ей. Эта традиция известна в Индии как инициация от женщины к мужчине.

Что такое вама марга? Это духовный путь, который может быть пройден с вашим партнером. Вторую часть этого пути называют калачакрой. Здесь мать дает инициацию сыну. Север Бихара, в частности, является центром такого рода инициации. Выше к границе с Непалом на севере, в Ассаме на востоке, и в Уттар Прадеше на западе, есть области, в которых калачакровские посвящения распространены даже сегодня. Следуя этой традиции сын признает свою мать богиней. Каждое утро, как христиане ходят в церковь по воскресеньям или индуисты идут в храм и поклоняются перед божеством или совершают какой-либо вид простирания, точно также сын приближается к своей матери. Это не только социальное почитание, которое он оказывает старшему в семье. Это духовное поклонение, которое выражается не только потому, что она его мать, но и потому что она его гуру.

Подобные вещи характерны и для вама марги, но здесь нет сына - партнер простирается перед женщиной. Тогда должен быть дан духовный знак или знак благословения. Здесь женщина размещает этот знак на мужчине, а не он на ней.

Таким образом, существуют две важные роли, в которые женщина вовлекается в тантре. Было бы обидной ошибкой считать, что в тантре женщина рассматривается только как сексуальный объект. Сексуальная жизнь важна, но этим не исчерпываются отношения, которые могут быть между мужчиной и женщиной. Кроме того, женщина может быть вашей матерью или дочерью в такой же степени, как и женой.

Женщина приходит первой

В тантре роль инициатора перемещена от  мужчины к женщине. Рамакришна Парамахамса всегда почитал свою жену Сараду как Деви или богиню. В санскрите "деви" имеет значение "озаренный" или "просветленный". Когда Рамакришна женился, он был очень молодым, а его жена была еще ребенком, но  он смотрел на нее как на Божественную Мать. Так он вел себя с ней всегда, и он считал, что она и была богиней.

В схеме эволюции Шакти приходит первой, затем появляется Шива. Следуя этому подходу, если вы ведете духовную жизнь, кем бы она ни была: ваша ли жена, дочь или ученица, вы должны смотреть на нее как на инициатора. Вы только участник в любой сфере. Даже если мужчина осознает высшею реальность, он будет продолжать иметь трудности в общении с другими, если он не внесет женщину в картину своего мира. 

Гипотезы в хатха йоге

В тантре существует также, и это надо помнить, еще один путь, называемый дакшина марга (путь правой руки) или ведическая тантра. Здесь женщина не обязательна: ни дочь, ни мать, ни жена, потому что адепт считает, что обе силы имеются внутри него самого.  Ида - женское начало, а Пингала - мужское. Союз между ментальной и пранической силами эквивалентен союзу между мужчиной и женщиной. Эта точка зрения принята в хатха йоге.

Ида - это Шакти, а Пингала - Шива. Когда они пересекаются в аджна чакре, это и есть реальное единение. Место Шакти в муладхаре. Место Шивы в сахасраре. Шива находится здесь в вечной йога нидре. Он пассивный, безразличный, без имени и без формы. У него ничего нет для того, чтобы разрушать или творить. Его осознание однородно и тотально. Здесь, в сахасраре, нет вибраций. Шакти находится в муладхаре, и практикой йоги вы пробуждаете ее. Она становится активной и совершает путь по сушумне наверх к аджне. Когда Шакти достигает аджна чакры, имеет место быть соединение.

Танец Шивы

Это соединение случается, когда два полюса энергии совмещаются. Когда вы нажимается выключатель, возникает свет, потому что провода соединяются. Таким же образом, в аджна чакре, когда соединение имеет место, происходит взрыв. Тогда энергия, сотворенная в аджна чакре движется вверх к сахасрара чакре. Здесь Шива и Шакти соединяются один с другим, и когда они в союзе, Шива начинает танцевать. Наверняка, вы видели изображение Шивы Натараджа (короля танца). Оно символизирует самовыражение пробужденного Шивы.

Когда Шива пробуждается от своей глубокой йога нидры, тогда он начинает танцевать. Я говорю не о мужчине, а о силе. Пробуждение этой силы в мужчине символизируется танцем Шивы в форме Натараджа. Тогда Шакти и Шива спускаются вместе тем же самым путем в муладхару. Оба приходят вниз на уровень муладхары, на грубый план. Это путь святых, которые время от времени спускаются вниз и приближаются к нам. Если вам случалось читать философию Шри Ауробиндо, вы могли понять о пробуждении энергии и этом союзе с Шивой, об их совместном танце и снисхождение на наш план существования. Вот почему в крия йоге мы имеем восходящие и нисходящие потоки. - Арохан и Аворохан.

Новый социум

Итак, роль женщины и духовности определена, но позиция женщины в современной культуре так далека от этого. Люди во всем мире воюют со своими комплексами вины и первородным грехом. Если вы желаете воскресить былую позицию женщины сегодня, тогда все восприятие должно быть изменено.  Фактически, наша социальная структура должна быть основана на новой концепции религиозных отношений, в которой роль женщины в духовной эволюции полностью понята и принята. Это абсолютно необходимо для возникновения нового социума.