Сайт инструкторов хатха йоги Ольги Булановой и Владимира Зайцева

новости

об Ольге

о Владимире

расписание занятий

комплексы асан

видео on-line

мантры

статьи

фото

тексты по йоге

ссылки

контакты

блог

 

Доктор Мадаван и его Йога Центр.
Жизнь и Йога в одном южно-индийском городке

Индия – родина йоги, но даже в этой стране не так-то просто найти хорошего учителя хатха йоги с высоким уровнем личной практики, умеющего передавать свой опыт ученикам. Во многих городах и «курортных» местах Индии, где любят тусоваться западные туристы, уличные столбы пестрят объявлениями о занятиях по хатха йоге, но если у вас есть некоторый опыт практики асан в российских или украинских йога центрах, зачастую на этих занятиях вам научиться нечему. На подобных классах простые позы даются кое-как, с минимальными комментариями, часто толстыми преподавателями, которые сами их корректно выполнить не могут. Конечно же, есть приятные исключения, но общая тенденция такова. Впрочем, а когда было много настоящих мастеров?

Многие простые индусы занимаются хатха йогой, но в основном как ненапряжной оздоровительной гимнастикой. Людям же из России, да и вообще с Запада, обычно нравится в практике асан что-то эдакое, крутое и бросающее вызов. В Индии это тоже можно встретить - на соревнованиях по йога спорту, который весьма популярен, и считается как бы «празднично-показательной» ветвью традиционной йоги. Чемпионаты по всей стране организовывают федерации йоги разных штатов, и даже солидные йога-ашрамы . На таких мероприятиях молодые (и пожилые!) индусы выполняют диковинные асаны, в том числе и незадокументированные Б.К.С. Айенгаром в его знаменитой «Йога Дипике».

В подобном чемпионате, проходившем на юге Индии, в Пондичерри, довелось участвовать Александру Никитину, инструктору питерского филиала Аштанга Йога центра. Там он познакомился с доктором Мадаваном, учителем йоги из небольшого городка в штате Тамил Наду, который был одним из судей на соревнованиях и принимал участие в показательных выступлениях, а его ученица заняла 1-е место среди женщин.

Эта девушка победила на соревнованиях в по йога спорту

Когда в Москве я увидела запись соревнований, мне очень понравилось выступление этой девушки. Она действительно была лучшей в асанах, несмотря на то, что ей уже было 27 лет (это много для молодёжной номинации в йога спорте; среди мужчин на этих соревнованиях победил 10-летний мальчик). Она чётко отвечала на теоретические вопросы (знание классических текстов по хатха йоге проверялось на отдельном экзамене), а её более юная соперница гнулась лихо, но на все вопросы только хлопала ресницами. Я узнала у Александра адрес учителя этой девушки и решила обязательно поехать к нему поучиться.

Я написала ему, и он пригласил меня и моих друзей, также преподавателей московского Аштанга Йога центра, в гости. Не так-то просто было добраться до маленького городка Карур, которого даже в путеводителе Lonely Planet не указывают. От Варанаси мы добрались до Ченнай (Мадраса), а оттуда взяли такси (раздолбанный Ambassador, похожий на нашу 21-ю «Волгу», который выпустили, наверное, ещё когда англичане правили Индией).

Где находится Карур, таксист толком не знал. Почти весь день мы плутали по пыльным индийским дорогам и только к вечеру добрались до места. Там нас ждал доктор Мадаван, которому я позвонила на мобильный и сказала, что мы уже едем. Он поджидал нас на белом джипе и долго смеялся, рассматривая наш Амбассадор.

Упавиштаконасана на дне реки Кавери

Мадаван (доктор аюрведической медицины и йогатерапии) оказался приятным человеком лет сорока, невысокого роста, с весёлыми добрыми глазами. Он повёз нас в свой Йога центр, который располагался на втором этаже его собственного дома. Там уже ждали его ученики – молодые и взрослые индусы. Они радостно приветствовали нас и повесили нам на шеи гирлянды из живых цветов, как почётным гостям. К такому торжественному приёму мы готовы не были и даже немного растерялись, но потом вручили свои подарки – большого медного Ганешу из Варанаси и воду из Ганги. Вода из Ганги особо их не обрадовала. Оказалось, на юге Индии считают, что их река Кавери не менее святая, чем Ганга. Она течет как раз рядом с Каруром, и на её берегах совсем недалеко от Карура, там где сейчас посёлок Нерур, 300 лет назад обрел просветление один тамильский святой. Считается, что он существовал одновременно в трёх телах в разных местах. Под Каруром он жил под именем Садхасива, в Афганистане был известен, как Бхраммендрал. Третье имя и место проживания нам не назвали. На месте его просветления был построен храм, и там мы медитировали в полной тишине под святым деревом Садхасивы, недалеко от реки. Когда-то Кавери была такой же полноводной, как и Ганга, а сейчас это мелкая речушка, текущая в высохшем широком русле. В самые жаркие периоды она высыхает вообще, и в центральном Тамил Наду начинаются проблемы с водой. Расположенный выше по течению реки штат Карнатака ставит дамбы и поворачивает всю воду на свои поля.

Нас любезно поселили на втором этаже частного дома одного из учеников Мадавана. В нашем распоряжении были две жилые комнаты, терраса, кухня, отдельная комната для медитации (в индийских домах она называется puja room) и туалет с душем и горячей водой. На плоской крыше дома можно было по утрам заниматься йогой. Для нас это были идеальные условия, плюс нам дали в пользование велосипеды.

Надо отметить, что в Индии велосипед – это полноценный вид транспорта. На индийских дорогах в маленьких городах люди в основном перемещаются на мотоциклах и скутерах (мотороллерах с автоматической коробкой), кто победнее - на велосипеде. Легковых машин мало, гораздо чаще можно встретить повозку с впряжёнными буйволами - крестьяне используют их для перевозки грузов. Большие грузовики тоже встречаются (обычно они разрисованы в разные цвета и имеют свои имена, написанные на кабине – Shivashakti, Ganesh и т.п. – как корабли), и когда едешь по узкой дороге на велосипеде, грузовик или автобус воспринимаются, как страшные грохочущие монстры, которых надо опасаться.

Мы жили на окраине города, поэтому велосипеды были основным транспортным средством. На них мы ездили в Йога центр (официально он называется «Институт йоги и йогатерапии имени Вивекананды»). На следующий день после приезда мы пришли на занятие, посмотрели, как обучают начальную группу. Потом Мадаван попросил нас попрактиковать самостоятельно, чтобы узнать, что мы умеем. Мы часок пойожились в «свободном потоке». После нашей тренировки учитель похвалил нас, сказал, что многие асаны мы делаем очень хорошо, даже лучше индусов, особенно балансовые позы. Он спросил, чему конкретно мы хотим у него научиться. Я попросила научить нас «продвинутым» асанам на прогиб и пранаяме.

Каждое утро мы занимались с доктором Мадаваном. Он научил нас очень интересному варианту Сурья Намаскар, в который входят Хануманасана и Раджакапотасана, показал несколько необычных асан, специальные динамические упражнения, развивающие прогиб. Мы подробно разбирали разные типы пранаямы. Учитель внимательно следил, как мы дышим, и исправлял ошибки (хотя у всех нас был опыт пранаямы до этого, оказалось, что многих нюансов практики мы не знали). Я поняла, насколько это на самом деле серьёзная практика, и что не стоит относиться к ней поверхностно и тем более экспериментировать с пранаямой тем новичкам, тело которых не подготовлено в должной степени практикой асан. Ведь в асанах упражняются и развиваются и те внутренние органы, которые ответственны за правильное выполнение пранаямы. Это серьёзная традиция, которая создавалась просветлёнными мастерами тысячи лет, и следовать ей надо корректно, а не экспериментируя «от фонаря». Под конец учитель объяснил нам, как обучать пранаяме начинающих. Осваивать пранаяму нужно только под руководством учителя – иначе наверняка будут ошибки, которые сам практикующий, не имея опыта, даже не заметит, и которые укоренятся в его практике, принося вред вместо пользы. Новичкам можно понемногу давать простые виды пранаям, внимательно отслеживая каждого конкретно, исправляя ошибки. Но бандхи и кумбхаку следует включать только людям, чьё тело проработано практикой асан, а ум достаточно спокоен, чтобы они могли стабильно сидеть в медитативной позе и не отвлекаясь концентрироваться на практике. Также Мадаван не преподает пранаяму тем, кто не является строгим вегетарианцем. Мясная пища не только «забивает» тело токсинами, но и негативно воздействует на сознание, увеличивая количество тамаса, а значит сводит на нет «тонкие» эффекты пранаямы, не позволяя сознанию развиваться. Об алкоголе и табаке там и речи не заходило – таких людей не берут даже заниматься асанами, сначала они должны прекратить самоотравление и основательно пройти курс шаткарм, иначе во время практики все накопленные ими загрязнения дружно «ударят» по голове.

Индийско-русские посиделки

По вечерам учитель приезжал к нам домой и устраивал сатсанг, плавно переходящий в дружескую беседу. Он отвечал на наши вопросы по практике, разъяснял нам Йога Сутры и Хатха Йога Прадипику, а также делился секретами индийской кухни. К концу нашего пребывания в Каруре он приходил уже со своими учениками, которые к тому времени стали нашими друзьями, и мы устраивали киртан (пели индийские бхаджаны на санскрите).

Нас принимали не только как учеников и друзей, но и как коллег. Хотя индийские адепты хатха йоги имеют очень гибкие тела, некоторым с трудом удаётся фиксировать балансовые и стоячие позы. В жарком климате приятнее гнуться, чем твёрдо стоять в «позе воина» ? Мы учили индийских ребят отстраивать Триконасаны, Вирабхадрасаны, верхние и нижние стойки на руках. Когда лучшие ученики Центра поехали с показательными выступлениями в ближайший колледж, нас тоже пригласили выступить. Для пущей крутости нас попросили показать как можно больше балансовых поз, и действительно от Бакасаны, Титибхасаны, Аштавакрасаны и стойки на руках с лотосом индийские студенты приходили в неописуемый восторг.

Русские йоги показыают асаны индийским студентам

Такие показательные выступления в колледжах и других учебных заведениях в Индии проводятся довольно часто. Они направлены на привлечение молодых людей к практике йоги, и министерство образования охотно поддерживает эти мероприятия. В школах Карура Мадаван проводит занятия асанами с детьми. Совершенно бесплатно он занимается со слепыми детьми. Они выполняют асаны в пассивном режиме – инструктор помогает ребенку сделать ту или иную позу. Команда слепых учеников Мадавана даже заняла 1-е место на соревнованиях в Ченнай среди детей. Мы присутствовали на чествовании этой команды. Сам мэр города Карур вручил детям награду от имени города, а церемония была заснята местным телевидением.

Вообще, в Каруре местное тамильское телевидение активно пропагандирует йогу. По утрам каждый день идёт передача о йоге, а нас даже пригласили в прямом эфире поговорить о нашей практике, рассказать о себе, об индийских впечатлениях. В сюжете также показывали съемки нашей демонстрации продвинутых асан на крыше дома, в котором мы жили. Передача так понравилась индусам, что по просьбе зрителей её повторяли два раза! Нас даже стали узнавать на улицах.

В Каруре наш учитель весьма известная личность, как из-за своей активной деятельности, так и благодаря репутации своего отца. Его отец всегда интересовался йогой, но по касте он был вайшью – торговец. Дхарма вайшью быть хорошим бизнесменом. Начав в молодости с уличной торговли фруктами, за несколько лет он вошёл в текстильный бизнес и стал одним из самых преуспевающих бизнесменов города. Заработав достаточно денег, на пике своей карьеры он ушёл из бизнеса и посвятил себя исключительно практике йоги, периодически уединяясь для длительных ретритов и проводя в медитации по восемь часов в день.

Именно отца доктор Мадаван считает своим главным гуру, несмотря на то, что бывал за свою жизнь во многих ашрамах и имеет посвящение, полученное от Свами Читананды из Ришикеша, которого индусы считают главным преемником Шивананды. Свами Читананда обучает только на санскрите и практически не берёт западных учеников. Так же он проходил тренинг для учителей йоги в ашраме Шивананды в Керале. В целом, занятия в Йога институте проводятся в стиле именно Шивананда йоги, хотя доктор Мадаван не склонен ограничиваться одной школой, и живо интересуется другими стилями, говоря, что у него «открытый ум». Сам он легко выполняет сложные асаны, но его основная садхана состоит из пранаямы и медитации.

Обычно класс для начинающих включает симхасану, похожую на лай собаки кака пранаяму (на самом деле это означает «крик вороны»), капалабхати, короткая нади шодхана пранаяма без задержек. Затем идёт традиционный «пошаговый» Сурьянамаскар, а дальше практика асан. Немного стоячих поз, но больше прогибов назад, шалабхасаны, иногда маюрасана, скрутки. Обязательно есть блок перевёрнутых поз, сарвангасана и ширшасана. Иногда после трудных асан делают небольшую шавасану на 1-2 минуты, но не после каждой позы. Всё занятие длится не более полутора часов, асаны не фиксируются подолгу. Заканчивается класс шавасаной, во время которой учитель подробно озвучивает все участки тела, которые надо расслабить, так что студент несколько раз «проходит» вниманием по всему телу, а потом просто лежит, расслабляясь. Начинается и заканчивается занятие всегда пением мантр – это мантра Патанджали, Гаятри мантра, иногда молитвы на тамильском языке.

Доктор Мадаван (в центре) и инструкторы йоги из Карура и Москвы

В Йога центре кроме Мадавана сейчас работают еще пять инструкторов. Это его сестра и молодые ученики. Периодически он посылает их в ашрамы и центры йоги различных направлений. Одного из них он собирается отправить на курсы в Бихарскую школу, а узнав от нас об Аштанга Виньяса йоге в Майсоре решил послать своего ученика и туда. Его и учителей центра заинтересовал этот стиль, о котором они, как и большинство индийских учителей вне Карнатаки, ничего не знали, хотя имя Кришнамачарьи его ученика Б.К.С. Айенгара знают все. В будущем, с помощью средств своих учеников – местных текстильных магнатов, доктор Мадаван планирует построить большой йога-ашрам за городом, в котором можно было бы проводить обучение инструкторов с выдачей сертификатов. Надеюсь, этот проект скоро осуществится. В ашраме будут и курсы для иностранцев с обучением на английском, и тогда мы с радостью сообщим всем желающим подробности и условия обучения, ведь это очень здорово, если отечественные учителя и практикующие не понаслышке будут знакомы с аутентичной индийской традицией йоги.

Пока все занятия проходят в доме семьи Мадаванов, и Йога центр живёт, как одна большая семья. По выходным учителя и ученики все вместе выезжают за город. Один раз мы участвовали в такой поездке к водопадам. Большой автобус был арендован на целый день и полностью заполнен детьми, занимающимися в центре, их родителями, взрослыми учениками. Мы съездили на водопады, под которыми очень приятно постоять, получая водный массаж (индусы тоже стоят, но в одежде? ), посетили единственный в Индии храм Сатурна, погуляли в парке на дамбе. Вся поездка, включая завтрак, обед и ужин в местных ресторанчиках была для участников бесплатными. Расходы на себя взял богатый местный бизнесмен, ученик центра.

Надо отметить, что занятия в Центре проходят бесплатно, но богатые ученики вносят добровольные пожертвования, которые позволяют центру развиваться. Это традиционный для «нетуристической» Индии способ, отношения между людьми скорее семейные, чем деловые. Отсутствие материальных интересов позволяет Мадавану быть строгим гуру для своих учеников. Так, например, зная, что новички редко находят время на занятия дома, Мадаван следит за тем, чтобы ученики регулярно приходили на занятия, и тех, кто часто пропускает тренировки, просто выгоняет. Йогой надо заниматься либо регулярно, либо не заниматься вообще.

Эта девочка болела тяжелой формой астмы, а теперь абсолютно здорова

Большое внимание в центре уделяется йога терапии. Доктор Мадаван успешно лечит 10-12 летних детей от астмы практикой шаткарм и асан с глубокими прогибами. Астмой дети и взрослые в Каруре болеют часто, из-за развитой текстильной индустрии и обилия красильных цехов. Одна маленькая девочка, которая сейчас лучшая ученица среди детей, болела тяжёлой формой астмы. Врачи не знали, как ей помочь, а начав заниматься йогой, она восстановила своё здоровье. Пожилым людям Мадаван подбирает индивидуальные комплексы в зависимости от их состояния здоровья, и они занимаются в общей группе, но по своей программе.

Шаткармы занимают важную часть в программе обучения, по утрам часто можно увидеть учеников центра, выполняющих у специального ряда раковин джала и сутра нети , чакшу дхоути - промывание глаз прохладной пресной водой с помощью специальной «рюмки», а также вастра дхоути (крийя с «заглатыванием бинта»). Иногда делают и данда дхоути – сложную крийю, когда заглатывают катетер в желудок, и оттуда извергают заранее выпитую подсоленную воду. Инструкторы проделывают все очистительные процедуры легко и непринужденно, а вот студентам приходиться попотеть. Но делают все, это обязательная часть обучения.

Также учитель и некоторые его ученики соблюдают пост по понедельникам, в этот день они пьют только воду. Те, кто соблюдает пост, не практикуют асаны в этот день. Начинающим, у которых организм бывает сильно загрязнён, эта процедура приносит большую пользу и облегчение.

Вот на что способны индийские девушки!

С молодежью Мадаван работает довольно жёстко и интенсивно, считая, что в молодости можно быстро проработать свое тело асанами и в дальнейшем приступить к более серьезным практикам – пранаяме и медитации. Хотя его ученики занимают первые места на соревнованиях по йога спорту, он не относиться к этому серьёзно, считая приятным развлечением. Сами соревнования его привлекают исключительно как средство пропаганды йоги в различных слоях населения и воодушевления детей и подростков, у которых пока не «созрела» более глубокая мотивация.

Общество Индии разделено, как известно, не только на богатых и бедных. Издавна оно поделено на касты, и хотя официально это разделение сейчас не поддерживается правительством, в умах людей этот обычай по-прежнему существует. Мы познакомились с одной девушкой, которая занимается в йога центре и имеет очень гибкое тело. По касте она брахманка из вишнуитской общины, но в раннем детстве потеряла отца. Семья живёт в бедности в маленьком, однокомнатном домике. С восьми лет она начала понемногу работать, чтобы дать возможность брату получить образование. Сейчас она работает в красильном цехе и часто целыми днями не бывает дома. При этом она не имеет права принимать пищу с людьми более низкой касты и приготовленную не членами её брахманской общины. По этой причине девушка очень мало ест, а если из вежливости и покушает немного с «нечистыми», то сразу пьёт воду и идёт в туалет для кунджала крии. Этот «кастовый невроз» привёл к развитию болезни под названием анарексия. Мадаван пытается внушить ей, что это бессмысленные кастовые ограничения, но пока безуспешно. Её родная мать ведёт себя также и одобряет поведение дочери. А та обречена жить впроголодь и никогда не выйти замуж, потому что за жениха более низкой касты (даже если он преуспевающий бизнесмен) она не пойдёт, а для брахмана она слишком бедная невеста (поскольку браки в Индии не по любви, а по договору между родителями, приданное и каста – самые важные элементы). Пожалуй, бедным брахманом быть также тяжело, как и неприкасаемым. Не может не огорчать множество жестоких и бесполезных кастовых ограничений, особенно для женщин.

Разделение полов чётко отслеживается в индийском обществе. В городских автобусах в провинции принято мужчинам садиться с одной стороны от прохода, а женщинам с другой, так же как и в храмах. Даже когда мы были на водопадах, мужчины подходили к ним с одной стороны, женщины с другой. Купаться женщины могут только в верхней одежде (сари) и в стороне от мужчин. Когда мы ездили на реку, девушка, которая была с нами, отделилась от мужчин и отошла в сторону для того, чтобы просто погрузиться по пояс в воду. Когда группа неизвестных мужчин случайно пошла туда, где она принимала омовение, один индус из нашей компании сразу вскочил и что-то строго закричал им. Они послушались его и не стали спускаться к реке в том месте, где была девушка. Я же, пользуясь правами иностранки, купалась на мелководье вместе с мужчинами. Правда я постеснялась надеть бикини и плескалась в купальнике для занятий йогой, чтобы выглядеть более целомудренно. Сами индусы редко купаются, и мало кто умеет плавать. Зато многие умеют хорошо готовить.

Дружелюбные жители Карура часто приглашали нас в гости на обед. Обед у них всегда состоит из одного блюда – тали. Это варёный рис с разными соусами. Кулинарное искусство хозяйки оценивается именно по умению готовить всевозможные подливы. Почему-то во время обеда принято есть только тали. Везде - и в гостях, и в ресторане; с 12 до 16 вам предложат только его. Утром и вечером своё меню. Причём если вы захотите в ресторане вечером поесть то, что принято есть утром, или наоборот, на вас просто посмотрят, как на идиота и просьбу не удовлетворят. На завтрак в карурских кафе подаются лёгкие неострые блюда, на обед - тали, на ужин больше разнообразия, но вся пища очень острая. Острая пища будит аппетит, поэтому на ночь они позволяют себе хорошо покушать. Как известно, это не очень здоровая привычка.

Простые индусы в питании редко следуют правилам аюрведы, которая культивирует умеренность во вкусе. Много раз доктор Мадаван повторял нам, что нельзя есть острую пищу тем, кто занимается пранаямой. Как-то после практики он приготовил нам довольно острое блюдо. Мы спросили, можно ли есть это блюдо тому, кто занимается пранаямой. «Конечно можно, - ответил нам учитель, - это ведь не острое блюдо». Так что острота пищи в нашем и индийском понимании отличаются, это надо учитывать, читая традиционные тексты о питании. К тому же в Индии острую пищу просто необходимо есть для того, чтобы не было расстройства пищеварения. Я заметила, что на проблемы подобного рода жалуются именно те путешественники, которые пытаются не менять свои привычки в питании и предпочитают «туристические» кафе с западной кухней или смешивают западные и индийские блюда. Острая пища лучше дезинфицирует, это очень важно при жарком климате. Но и пытаться при нашей погоде есть точно как в Индии бессмысленно.

Всё надо делать в нужном месте и в нужное время. В Индии питаться тали и глубоко втекать в асаны с прогибом назад, а в России есть гречку и добавлять в практику виньясы, чтобы не превратиться в ледяную статую во время долгого удержания позы? В Индии, если повезёт найти нужного человека, можно очень многому научиться практику, вступившему на путь традиционной йоги, но необходимо и осознавать, что мы можем и должны применять в наших условиях, а что является именно индийскими культурными особенностями. В любом случае, дух настоящей йоги, который можно ощутить, общаясь с индийскими мастерами, стоит выше любых границ и культур.

P.S. Недавно мне пришло письмо от Доктора Мадавана, в котором он сообщил, что уже получил право проводить тичер-тренинг и даже набрал группу первых студентов.

Буланова Ольга

Эта статья была написана специально для журнала "ЙОГА" и опубликована в номере 3 (7) за 2004 год.