Сайт инструкторов хатха йоги Ольги Булановой и Владимира Зайцева

новости

об Ольге

о Владимире

расписание занятий

комплексы асан

видео on-line

мантры

статьи

фото

тексты по йоге

ссылки

контакты

блог

 

Есть такая асана - Випассана!

Випассана - техника буддистской медитации, которая активно распространяется сейчас во всем мире благодаря деятельности С.Н. Гоенка и его помощников. Известно, что эту технику просветленный Будда лично передавал своим ученикам. Техника проста. Надо следить сначала за дыханием, а затем за ощущениями в теле. Легко объяснить, и даже понять, что надо делать. Но выполнить это не так просто, как кажется.

С техникой Випассаны я была знакома давно, с самого начала моих занятий хатха йогой. Джайякумар Свамишри, который был моим первым учителем, объяснил нам этот метод медитации, не рассказывая об его исторических корнях и не внедряясь в моральные аспекты традиции.

Нам, практиковавшим хатха йогу в Культурном Центре им. Дж. Неру при Индийском посольстве, предлагалось перед тем, как приступить к выполнению асан, немного помедитировать. Сначала надо было какое-то время просто следить за дыханием, а затем наблюдать ощущения в теле от макушки до кончиков пальцев ног и обратно, никак их не оценивая. Медитация занимала не больше 45 минут. Позу при желании можно было менять. Более того, к этим медитациям никто слишком серьезно не относился. Многие приходили не к самому началу. Например, на 20 минут позже. Некоторые вообще пропускали медитацию и появлялись только к началу асан. Хотя довольно быстро сложился круг любителей этой техники, которые с удовольствием предавались медитации все 45 минут.

На курсе Випассаны в передаче С.Н. Гоенка оказалось все гораздо строже. Десять дней курса - почти непрерывная медитация. Немного времени на сон, немного на еду, совсем чуть-чуть на отдых. Подъем в 4.00 утра отбой в 21.30 и полное молчание девять дней. Практика строго режима. Так можно назвать этот курс. Курящим запрещается курить, занимающимся хатха йогой делать асаны.

Для медитации надо выбрать одну позу и менять ее как можно реже, а во время Адиттаны оставаться в неподвижности в течение часа. "Асаны - это позы, сочетающие в себе устойчивость и удобство", - написано в Йога Сутрах Патанджали. Так что именно асаны лучше всего подходят для практики Випассаны. Конечно, можно сесть на подушку, положить еще две под коленки и прислониться спиной к стенке, но если сидеть так целый час, то и эта поза покажется жутко неудобной.

В хатха йоге разработаны позы для медитации - это Падмасана, Сиддхасана, Сукхасана, Ваджрасана. Другие меньше подходят для практики такого рода, поскольку именно эти позы позволяют спину держать прямой без малейшего усилия. "[Овладевшему позами] борьба противоположностей не мешает", - цитата из тех же Йога Сутр. Если человек может спокойно сидеть в одной из выше перечисленных поз в течение часа, то его медитация будет отличаться от медитации сидящих на подушках. Для тех, кто первый раз приехал на этот курс и не может спокойно сидеть даже один час, практика медитации является скорее практикой асаны. У многих новичков самое яркое впечатление от Випассаны - необходимость сидеть целый час на полу с прямой спиной не двигаясь. У многих болят колени, бедра, спина. Они все равно меняют позу, открывают глаза и думают: "О, Боже, когда же это кончиться?"

Если же человек может сидеть спокойно хотя бы в простом варианте Сиддхасаны (без давления пяткой на промежность), то многие телесные проблемы вообще не проявляются. Как правило, на это способны люди, практиковавшие раньше хатха йогу. Для них Випассана является продолжением их практики хатха йоги. Я бы даже взяла на себя смелость назвать Випассану одной из практик раджа йоги.

Я попробую объяснить свое мнение, анализируя Йога Сутры Патанджали и свои впечатления от Випассаны. Итак: "Пратьяхара. Органы [чувств] можно расслабить путем перенесения их форм в сознание. Отсюда придет великое искусство управления всеми чувствами". Не это ли имеется в виду, когда предлагается только наблюдать ощущения, никак на них не реагируя. Только наблюдение формы в сознании. Приятное, неприятное - это лишь оценка ума, реакция ума на ощущение. Если научиться не реагировать на ощущения, то и "приходит великое искусство управления всеми чувствами".

"Дхарана состоит в переносе сознания на некоторый объект. Дхияна состоит в непрерывном познании этого объекта". Во время Випассаны мы концентрируемся на чем-то одном либо на естественном дыхании, либо на ощущениях в теле. Это ведь и есть Дхарана и Дхияна по Патанджали.

Еще одна цитата: "Состояние, при котором воспринимается не образ объекта, а сумма всех его качеств, называется Самадхи. А все три образуют Самьяму. При ее создании наступает просветление. Они [Дхарана, Дхияна, Самадхи] должны использоваться последовательно (на одном объекте]". От грубых ощущений к тонким, к качественному изменению восприятия тела мы движемся, практикуя Випассану.

"Когда путем медитации подавлено беспорядочное видоизменение и создан управляющий образ, углубленное состояние уходит, но потом возвращается". О, это "беспорядочное видоизменение"! Сколько образов, настолько ярких, что их можно смело назвать галлюцинациями, хаотично проносятся в уме практикующего Випассану. Но все они рассеиваются словно облака, если позволить им свободным потоком пройти перед внутренним взором.

"Вернувшееся сознание приносит сильное устойчивое впечатление". Мне удавалось на короткие мгновения испытать это "сильное устойчивое впечатление". Казалось, что тело расширяется до огромных размеров, а сознание выбрасывается куда-то в бесконечность.

"Сознание становится простым, охватывая при этом и прошедшее и будущее". Это, увы, познать лично мне пока не удалось, как собственно и достичь полного просветления. Но все только начинается. Кстати, "При создании Самьямы о форме своего тела, когда энергия восприятия будет подавлена, связь между светом и зрением прервется, и тело Йога исчезнет". Випассана - это ведь Самьяма о форме своего тела. А исчезновение тела Йога похоже на описание реализации "радужного тела", признака полного просветления в тибетской буддисткой традиции Дзог Чен. (Дзог Чен - это высший цикл учения в тибетском буддизме, а "радужное тело" само по себе не цель, а признак полной реализации, которая, однако, может быть и без "радужного тела").

Йога Патанджали и Буддизм имеют много общего. Мне кажется, что всем, кто серьезно занимается хатха йогой, имеет смысл хотя бы один раз съездить на Випассану.

Обидно, что на курсе запрещается практиковать асаны. После долго сидения тело навязчиво просилось в асаны. Нарушая запрет, я пыталась практиковать. От постоянных медитаций тело становилось мягким и послушным. У меня получалось без разогрева выходить в предельные для меня позы. Но, увы, на четвертый день, я была замечена в Натараджасане. Попытка выдать эту асану за легкую растяжку, которая не была запрещена на курсе, не увенчалась успехом. Я была вызвана на собеседование к учителю.

Мне было сказано, что простое наблюдение за ощущениями без реакции на них уничтожает санскары влечения и отвращения, а занятия хатха йогой загоняют санскары глубоко в подсознание. Но мне кажется, что, занимаясь асанами, мы точно так же работаем с ощущениями. Без отвращения, без влечения. Принимая их как реальность текущего момента. Тем, кто имеет опыт практики хатха йоги, легче дается Випассана. Ведь асана освоена. Меньше грубых ощущений, устойчивее ум, меньше навязчивых мыслей.

На мой взгляд, учителям Випассаны стоит не запрещать практиковать асаны тем, кто это уже делает, а, наоборот, советовать новичкам заняться хатха йогой для улучшения практики Випассаны. Эти техники гармонично дополняют одна другую. Так зачем же создавать ненужные проблемы и тем, кто не умеет сидеть с прямой спиной, потому что не знает что такое асаны, и тем кто знает что такое асаны и хочет практиковать их параллельно с Випассаной?